Милаш Любовь Михайловна
Бевз Алина Андреевна
Шестерня Светлана Васильевна
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. К сожалению, в России здоровый образ жизни не занимает пока первое место в шкале потребностей и ценностей человека. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы станем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то и дети будут брать пример со взрослых. В группе «Любознайки» прошло спортивное развлечение с участием родителей «Спортивная семья». Его цель – формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье своих детей. Началось развлечение с веселой разминки, после чего родители и дети разделились на две команды – «Солнышко» и «Дружба». Родителям и детям были предложены эстафеты: «Вместе весело шагать», «Спортивный семейный портрет», «Скакалка», «Переправа», «Мой веселый звонкий мяч», «Веселые сороконожки», «Флажок в обруч», «Полоса препятствий». Надо было видеть, с каким спортивным задором родители и дети включились в соревнования. Обе команды показали, что родители и дети имеют навыки сотрудничества, они показали неподдельный интерес к здоровому образу жизни. Каждая эстафета вызывала у детей положительный эмоциональный отклик на совместную деятельность со взрослым. И хотя в силу занятости не все родители могли присутствовать на празднике, дети чувствовали себя комфортно, проявив эмоциональное сближение со взрослыми. Хочется надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически. А мы, педагоги, в свою очередь будет всячески содействовать и помогать в этом семьям наших воспитанников.
Воспитание здорового ребёнка – наиглавнейшая задача взрослых.
В настоящее время одной из главных задач в ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Здоровый образ жизни – это очень важное звено в жизни человека. Поэтому необходимо в семье и детском саду помочь ребенку понять ценность своего здоровья. В группе «Любознайки» прошла тематическая неделя здоровья. Ее цель - расширить, обогатить знания взрослых и детей о здоровом образе жизни, формировать привычки к здоровому образу жизни, научить применять их в жизни. Каждое утро мы с ребятами начинали с бесед: «Полезные и вредные продукты», «Зачем мыть руки после прогулки», «Средства личной гигиены», «Чтобы быть здоровыми…»; «Для чего нужны глаза, зубы, язык, нос, уши?». Мы познакомили ребят с презентацией «Я и мое тело», где дети узнали о строении тела человека. Д/ и «Чем не стоит делиться?», «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Разложи на тарелках полезные продукты» помогли детям больше узнать о полезности овощей и фруктов. Читая детям произведения художественной литературы «О зайке, мишке и больном зубе», «Твой носовой платок», «Как Миша и Маша учились мыть руки», объясняли им поступки персонажей и последствия этих поступков. Для родителей была подготовлена консультация «Как приобщить детей к здоровому образу жизни», с их помощью были оформлены коллажи «Папа, мама, я – здоровая семья», а также создана книга рецептов «Это вкусно и полезно!». Продуктивная деятельность тоже была на тему ЗОЖ: конструирование из бумаги «Витаминный калейдоскоп», лепка «Витамины», аппликация «Фруктовые витамины», рисование «Апельсины, мандарины», оформили с детьми плакат «Если хочешь быть здоров», дав понятия о том, что нужно для здорового образа жизни. Театрализованная игра «Витаминная семья» - познакомили детей с наиболее полезными лесными и садовыми ягодами, воспитывая осознанное отношение к необходимости употреблять в пищу ягоды и фрукты. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе родителей.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, у него закладываются начальные элементы экологической культуры. Но прежде, чем рассказать детям об экологии, мы с детьми говорим о природе. Природа – это солнце, вода, воздух, это деревья, птицы, звери. И человек – это тоже часть природы. Природа – это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.
В группе «Любознайки» прошли тематические недели «Земля – наш общий дом» и экологическая неделя. Здесь мы формировали представления детей о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, рассказали и с помощью презентаций показали детям, какая наша планета Земля. Дети познакомились с глобусом, увидели, что на нашей планете много воды, она обозначена голубым цветом. Есть еще леса, горы, пустыни. Во время прогулок мы наблюдали за насекомыми, которые уже проснулись, убедились в том, что они очень маленькие и беззащитные, их нужно беречь. Познакомились с правилами поведения в природе, разобрав ситуации о том, что можно делать, а что нельзя. Ребятам предоставлена возможность ухаживать за растениями в группе, где они наблюдают за тем, как растут овощи на «Огороде на подоконнике». Художественно – продуктивная деятельность тоже была связана с темами недели. На рисовании мы с ребятами украшали нашу планету, а еще изготовили плакат «Мы – друзья природы». Мы уверены, что именно в дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогут малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Когда учебный год в детском саду подходит к концу, приходит время подвести итоги. У детей свои итоги, у педагогов свои, но главным завершающим учебный процесс элементом являются итоговые занятия.
В группе «Любознайки» прошло итоговое занятие по познавательному развитию. Занятие проведено в интегрированной форме - основной вид деятельности плюс художественное творчество. К ребятам обратилось за помощью весеннее солнышко. Оно послало свои лучи землю согреть, а они потерялись. А дорогу ребятам показывал «волшебный огонёк». Со словами: «Волшебный огонек, помоги, нам дорогу укажи», ребята отправились искать солнечные лучики. Сначала дети с помощью чудесного мешочка нашли картинки, на которых были приметы весны и зимы. На зеленое поле дети выложили картинки о весне, а на голубое поле – о зиме. Так они нашли первый лучик. Потом «волшебный огонек» указал на картинки медведя и птички. Ребятам нужно было продолжить предложения, употребляя в речи слова превосходной степени. Выполнив задание, они нашли второй лучик. Дальше «волшебный лучик» указал на насекомых. Тут ребятам была предложена игра «Четвертый лишний». Ребята называли, кто лишний и объясняли, почему? «Волшебный огонек» указал на скворечник, выяснили, кто живет в скворечнике. Дети расселяли скворцов по скворечникам, выполняя задание на карточке с двумя полосками, закрепив понятия «поровну», «столько же, сколько». Так они получили следующий лучик. Последний лучик ребята нашли, когда лучик указал на весеннее дерево с зелеными листочками. Ребята вспомнили, как шумит листва и если слышали в слове определенный звук, то хлопали в ладоши. Таким образом, все лучики для солнышка были найдены. В конце занятия дети нарисовали маленьких солнышек - одуванчиков нетрадиционным способом, с помощью втулки из бумаги. На занятии были использованы игровые, проблемные, здоровье – сберегающие, личностно – ориентированные технологии. В результате проведенного занятия можно сказать, что дети проявляют любознательность к изменениям в окружающем мире, интересуются причинно – следственными связями, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми в процессе общения. Ребята используют в речи новые слова и выражения, проявляют эмоциональную отзывчивость.
Вода — великая ценность и богатство нашей Земли. Без воды все живое на нашей планете погибнет. Поэтому очень важно беречь водные ресурсы, не загрязнять реки и озера, закрывать кран. В группе «Любознайки» прошла тематическая неделя о воде и ее значении в жизни человека. Задачи недели - закреплять знания детей о том, зачем нужна вода (пить, мыть, чистить, поливать растения, готовить пищу), где взять воду (из крана, из реки). Все виды деятельности были направлены на то, чтобы дать элементарные представления о свойствах воды: ее можно переливать, она нагревается на солнце, когда вода чистая – прозрачная. Мы с ребятами в первый же день нашли в группе «где живет вода»: в кране, чтобы мыть посуду, в умывальнике, где руки моют дети и взрослые и т.д. Мы с детьми развешали «капельки» в этих местах, где «живет « вода и проговорили о том, что воду нужно беречь. С детьми проводились беседы «Вода в жизни людей», «Зачем нужна вода», «Что будет, если вода исчезнет?». Для детей была показана презентация «Для чего нужна вода?» Очень понравилось детям экспериментировать с водой, в процессе такой деятельности у детей сформировались знания о том, что тяжелые предметы тонут в воде, а легкие – плавают на поверхности. У детей развивается любознательность, умение высказывать предположение и проверять его. В продуктивной деятельности дети делали аппликацию «Рыбки в воде» и рисовали дождик, а также раскрашивали рисунки по теме недели. Родители пополнили папку по экспериментированию, проведя опыты с водой дома. Также был оформлен альбом «Кому нужна вода?» Без воды немыслимо существование не только человека, но и всего живого, поэтому воду нужно беречь.
С приходом весеннего тепла, с первыми проталинами, с прилетом скворцов, отмечается в детском саду праздник весны. В группе «Любознайки» прошел такой праздник под названием «Волшебный цветок». В этот раз праздник для наших малышей начался необычно, с танца. Ребята рассказали стихи и спели песню о весне. После этого в нарядно украшенный зал пришла Весна с букетом цветов. Еще у нее был «волшебный цветок». Отрывая лепестки у цветка, дети пели песни, играли оркестром на деревянных ложках, водили хоровод с Весной. А еще с помощью лепестка к детям в гости приходил медведь, который только проснулся от зимней спячки. Он тоже играл с детьми на деревянных ложках и в догонялки. Весна с ребятами поиграла в игру «Дождик», после чего все вместе станцевали веселый танец. Особенно понравился танец с ленточками – лучиками. Перед уходом Весна оставила детям угощение. У детей осталось хорошее настроение на весь день, много впечатлений от праздника. Огромное спасибо музыкальному руководителю С.В.Бодаговской за подготовку праздника.