Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов.
Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре основных направления.
1. Слушание музыки
Для начала это могут быть самые простые песенки, например, “Ладушки”. Песенка длится 30 секунд и повторяется пять — семь раз. Между повторениями нужно делать музыкальные паузы, во время которых, проиграйте эту же песенку на инструментах-самоделках (а если вы владеете игрой на каком-либо инструменте, то играйте и на нём). В конце концов, вы можете просто промурлыкать песенку без слов, детские песенки можете придумать сами, но лучше всего использовать записанные на кассеты. На одном занятии желательно выучить одну песенку (максимум — две).
2.Работа над ритмикой.
Ее можно начинать уже с трехмесячного возраста. Возьмите малыша под мышки, поставьте его на большой надувной мяч и шагайте вместе с ним под веселую песенку. Вероятно, на первых порах, вам понадобится помощь папы или бабушки. Малыши также обожают ритмично прыгать на мягком диване. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни. Продолжительность занятия не должна превышать трех — шести минут. Главный ориентир при этом — настроение и состояние малыша (как, впрочем, и ваше собственное). Как для него, так и для вас занятия должны приносить удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с переменками, во время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как мама, продолжая напевать ту же песенку, в такт разжимает его сжатые кулачки.
3. Развитие слуха
Музыкальный слух — это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Если человек способен узнавать и без предварительной настройки воспроизводить предложенный ему музыкальный звук, то можно предположить, что у него врожденный музыкальный слух.. Он формируется на основе умения петь отдельные звуки и подбирать их на слух. Это своего рода формирование долговременной памяти на каждый звук. Тренировка слуха занимает совсем немного времени, но упражнения следует выполнять ежедневно. Начинать работу над этим следует с одного-двух месяцев, используя погремушки. Это познакомит малыша с разнообразными звуками и будет побуждать его к самостоятельному “музицированию”. После погремушек вам понадобятся разнообразные колокольчики (например, для рыбной ловли), любые маленькие игрушки, которые легко подвешиваются над кроваткой, и которые пищат или звенят при прикосновении к ним. Можно также использовать и самодельные погремушки: пластмассовые бутылки, наполненные рисом, горохом, камушками, пуговицами. Подвешивайте их (только не все сразу) над кроватью, чтобы малыш мог дотянуться и вызвать звук.
Когда малыш станет постарше, используйте простой, но эффективный прием: рассказывайте ему сказки, пойте песни, играйте с ним разнообразно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, ритмично и сумбурно. Переходите с одного инструмента на другой. Подыгрывайте, подтанцовывайте в такт любой танцевальной музыке.
Наши советы:
Почаще, хвалите своего маленького музыканта и певца.
Многие дети любят играть “в школу”. Включайтесь в эту игру. Ставьте “пятерки” в дневник, вызывайте к “доске”; сами становитесь учениками, а ваш малыш пусть побудет в роли строгого учителя. Став учеником, помните, что вы должны петь, играть и танцевать!
Иногда говорите, что вы забыли, как надо петь или играть на инструменте — попросите ребенка вас научить этому.
После разучивания новой песенки играйте и пойте ее с малышом для папы, бабушки, дедушки и гостей.
Записывайте выступления малыша на аудио- или видеокассету.
Старайтесь заниматься с ним в определенное время (например, после завтрака или после прихода из детского садика).
Часто музыке суждено оставаться в жизни малыша только фоном, на который почти не обращают внимания. Взрослые часто уже не помнят особенностей детского восприятия музыки, которое состоит в том, что совсем маленькие дети музыку как бы не слышат - они не реагируют на нее, спокойно занимаясь своими делами: играют, рисуют… Конечно, даже такое пассивное слушание откладывается в подсознании. Однако ребенку можно помочь "услышать" музыку, чтобы ее восприятие было более осмысленным и доставляло осознанное удовольствие.
Самый простой прием: предложить малышу потанцевать или помаршировать под ритмичную музыку, вместе или в компании с игрушкой - а может быть, посмотреть, как танцует мама. Другой испытанный способ заинтересовать - игра "На что это похоже?", когда ребенок попробует угадать, что он слышит в музыке: шелест дождя, пение птиц, походку разных животных… Для этой игры очень подходят такие программные произведения, как "Времена года" - и Чайковского, и Вивальди. Пьесы, не имеющие явного сюжета, по-своему хороши тем, что со временем ребенок сможет придумать к ним любую историю с самыми удивительными приключениями - и даже нарисовать к ней картинку.
Любимая музыка может стать изысканным обрамлением дня. Однажды выбранные красивые мелодии могут служить приглашением к столу, дневной и вечерней колыбельными, фоном для занятий, например, рисованием - достаточно короткого узнаваемого фрагмента. Кстати, важно не "перегрузить" малыша музыкой, не утомить - музыка должна доставлять удовольствие, а не превращаться в докучливый шум. Постепенно ребенок привыкает к жизни под музыку - причем под очень хорошую музыку. Он начинает различать оттенки и красоту мелодий. Его мир становится богаче, а чувства - тоньше. Со временем, лет с трех, он сможет слушать музыку уже без дополнительных игр и уловок - "давай потанцуем", "на что это похоже"… Многие малыши к этому времени осваивают кнопочки музыкального центра и сами начинают ставить себе диски. Однажды, когда ребенок сможет с удовольствием слушать музыку больше получаса, можно будет устроить красивый домашний концерт: отложить все дела, нарядно одеться, погасить верхний свет, зажечь свечи и всей семьей молча послушать какое-нибудь классическое произведение, удобно устроившись в креслах. Самые "продвинутые" маленькие любители музыки лет в пять-шесть впервые попадают на концерты. Правда, многим приятнее слушать музыку дома: в конце концов, где, как не дома, можно вскочить с места и потанцевать под мелодию, захватившую тебя?
Разумеется, было бы очень здорово, если бы в доме иногда звучала живая музыка, то есть кто-то из взрослых играл хотя бы простенькие мелодии на фортепиано, гитаре, аккордеоне, скрипке или флейте. Некоторые, самые простые музыкальные инструменты, может освоить и малыш: тамбурин, металлофон, дудочку. Это стоит сделать, несмотря даже на то, что самые простые инструменты, такие как треугольник, вообще не издают звуков музыки - они лишь производят звуки. Но звуки красивые, и умение слышать их красоту - тоже признак настоящей культуры. Ведь мир полон волшебных звуков, нужно только услышать их. Кстати, один из самых загадочных и чудесных звуков можно воспроизвести с помощью очень простых предметов: гитары и горсти сухой рисовой крупы. Если медленно высыпать горсть риса на струны лежащей гитары, она издаст тихий и совершенно сказочный шелестящий звон. Ребенку обязательно понравится.
Музыкальное воспитание в детском саду играет большую роль в развитии творческой личности ребенка. А в работе с детьми с нарушением зрения занимает одно из важных мест, так как благодаря использованию коррекционных упражнений и специально подобранных музыкально-дидактических игр музыкальные занятия дают ребенку не только радость и вызывают у него интерес, но и отвлекают его от зрительного недуга и способствуют развитию зрительного анализатора.
Работа с такими детьми проводится в тесной взаимосвязи со специалистами: воспитателем, тифлопедагогом, врачом-офтальмологом (или медсестрой-ортоптисткой).
Знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются детьми в повседневной жизни. Врач-офтальмолог помогает изучить особенности зрения каждого слабовидящего ребенка, а также состояние его здоровья. С тифлопедагогом согласовывается применение различных коррекционных игр и упражнений.
На ПМПК совместно со специалистами, определяются коррекционные цели и задачи, составляется программа индивидуального развития ребенка, исходя из чего, проводится подбор музыкально-дидактических игр и упражнений, определяется их последовательность и методика проведения.
Подбор музыкально-дидактического материала учитывает зрительные особенности и возраст детей, а также дает возможность решить следующие коррекционные задачи:
•развитие слуховой и пространственной ориентировки;
•использование цветов, тренирующих сетчатку глаза;
•совмещение зрительного и слухового образов;
•укрепление мышц глаз;
•формирование бинокулярного зрения.
Для решения каждой из этих задач подбираются музыкально-дидактические игры. Приведем примеры некоторых из них.
Развитие слуховой и пространственной ориентировки
«Кто в домике живет» - детям дают по пять карточек с изображением животных (медведь, заяц, волк, лиса, мышка). Звучит музыка, изображающая этих животных. Дети должны по слуху определить о ком рассказывает эта музыка, выбрать карточку и занять соответствующий домик.
«Узнай, какой инструмент звучит» – за ширмой стоят инструменты (погремушка, дудочка, барабан) – дети по слуху должны определить, какой инструмент прозвучал (это вариант для младших групп). В старших группах задание усложняется: увеличивается количество музыкальных инструментов, а также дети должны с закрытыми глазами определить, в какой стороне зала звучит инструмент (справа, слева, спереди, сзади). Или выбирается группа детей, которым дают по музыкальному инструменту в руки. Дети, услышав звучание такого же инструмента как у них, должны на нём сыграть.
«Найди свою игрушку» – по залу расставлены игрушки (желательно больших размеров и яркие), дети подходят к ним, рассматривают их. Звучит музыка, дети бегают по залу и по команде «Зайчик в гости пригласил», подбегают к зайчику и т. д. Игра повторяется несколько раз, пока дети не обойдут всех персонажей. В старших группах дети строятся в колонны (учитывается сторона окклюзии), маршируют под музыку и соответственно, по команде поворачиваются к названной педагогом игрушке.
Употребление цветов, тренирующих сетчатку глаза, совмещение зрительного и слухового образов
«Светофор» – для игры используют три больших круга (красный, желтый и зеленый). Подбирается музыка: красный цвет – музыка тихая, спокойная – дети сидят на стульчиках или просто стоят. Желтый цвет – музыка бодрая – дети шагают, стоя на месте. Зеленый цвет – музыка быстрая и веселая – дети бегут по залу. Показывать цветные круги можно в любом порядке. Ведущим может быть ребенок. С помощью этой игры идет еще и закрепление зрительной и слуховой памяти, умение различать музыку по жанрам. Например, тихая, спокойная музыка -может быть колыбельной, бодрая, энергичная – марш, быстрая и веселая – любая плясовая.
«Пчелки»
Дети изображают пчелок – под веселую музыку двигаются в разных направлениях по залу. С окончанием музыки каждая «пчелка» занимает свой цветок (предварительно взрослый дает указание: либо через цветок, либо на каждый цветок, либо между цветками и. т.д.) Игра развивает ориентировку в пространстве, зрительное восприятие, быстроту реакции.
«Цветик-семицветик» - для игры используются вырезанные из цветного картона лепестки цветов разного цвета. Дети должны собрать цветы с лепестками одного цвета (младший возраст), или цветы с лепестками разного цвета (старший возраст).
Укрепление мышц глаз
«Цветные ленточки»
Звучит музыка различная по характеру. Дети должны при помощи движения ленточек отобразить характер и настроение музыки, затем охарактеризовать ее вербально. При этом включается творческое воображение, обогащается лексический словарь ребенка, воспитывается музыкальное слуховое восприятие. Акцентировать внимание ребенка на цвете.
«Узнай музыкальное произведение» Пособие к этой игре сделано в виде многоэтажного дома. Каждое окно – эта картинка, соответствующая определенному произведению. В этой игре мы используются такие произведения, в которых присутствует какое-нибудь действующее лицо, например: кукла «Новая кукла», «Болезнь куклы» муз. Чайковского, клоуны из произведений «Будем кувыркаться» муз. Саца, «Клоуны» муз. Кабалевского и т. д.). Сам персонаж на картинке отсутствует. Прослушав музыкальное произведение, дети называют его, вспоминают композитора, находят в домике картинку по этому произведению и дополняют ее персонажем (по принципу мозаики с пазлами).
«Музыкальные ступеньки» - дети определяют по мелодии поступенное движение вверх и вниз, показывают направление движения мелодии рукой, отслеживая глазами движение руки.
Развитие подражательных функций
В работе над этой проблемой нам очень помогают театрализованные музыкально-дидактические игры, например.
«Кто в теремочке живет» – каждому ребенку мы даем роль, количество персонажей может быть любое, все зависит от возраста детей. Дети должны изобразить характерные повадки животных не только движением тела, но и мимикой лица. Все это подталкивает ребенка на самостоятельное видение образа, импровизацию, воображение.
Театрализованные музыкально-дидактические игры стимулируют детей на активное участие в постановках спектаклей, помогают избавиться от комплекса неполноценности, раскрепощают их, способствуют более яркому раскрытию образа персонажа, развивают эмоциональные проявления.
Для детей с нарушением зрения подбирается фонотека различных звуков – звуки природы, голоса животных, птиц, звуки транспорта и различные шумовые эффекты. Отдельно подбирается музыкальный материал для релаксации, которые проводятся как во время занятий, так и в свободной деятельности детей. Детям коррекционных групп очень важно давать отдых от зрительной, эмоциональной и физической нагрузок.
Результативность работы с детьми с нарушением зрения является более эффективной, если занятия организуются как по подгруппам, так и индивидуально. Занятия помогают глубже изучить и понять психологию ребенка, его внутренний мир, и отношение к окружающему миру.
Многолетняя практика работы в детском саду для детей с нарушением зрения подтверждает, что тщательно подобранный музыкально-дидактический материал, используемый на занятиях и в повседневной жизни детей в комплексе с тесным сотрудничеством с врачом-офтальмологом (или медсестрой-ортоптисткой) и тифлопедагогом, позволяет добиваться более высоких результатов в музыкальном воспитании детей.
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
В.А.Сухомлинский
Одним из важных направлений развития детей дошкольного возраста является развитие их общения со сверстниками и взрослыми. Ведь именно в дошкольный период мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - другие дети, сверстники. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. И по мере взросления контакты и конфликты со сверстниками становятся для дошкольника все важнее, отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Поэтому так важно, чтобы общение дошкольников строилось на позитивных эмоциях, а для этого необходимо должное развитие коммуникативных способностей детей.
Взаимодействие и общение дошкольников осуществляется в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Именно этот вид творческой деятельности ярко и эмоционально окрашен, включает различные способы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и с детьми своего возраста, помогает детям лучше узнать друг друга и себя.
Одним из видов музыкальной деятельности, обеспечивающим эффективность общения детей дошкольного возраста, является танец. Этот вид искусства любят многие дети. Им нравится двигаться под ритмичную танцевальную музыку. Простая, доступная музыка будит их фантазию, увлекает. Ребёнок учится слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. В танцах музыка помогает детям следовать за развивающимся содержанием, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.
Подробнее: «Коммуникативный танец как средство общения детей старшего дошкольного возраста»