Милаш Любовь Михайловна
Бевз Алина Андреевна
Шестерня Светлана Васильевна
Детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. Другими словами, мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. В группе «Любознайки» открыта лаборатория для экспериментов. В этот раз предметом экспериментирования стал магнит. Многие дети знакомы с картинками - магнитиками, которые дома вешают на холодильник, но не все задумывались над тем, почему они не падают? Ребятам было очень интересно узнать о свойствах магнита. Первый опыт, какие материалы притягивает магнит? Мы взяли разные предметы: пробки от бутылок, кусочек ткани, пластмассовый кубик, деревянный брусок, скрепку. По очереди к этим предметам дети подносили магнит. Из всех материалов к магниту притянулась только скрепка. Вывод: магнит притягивает к себе только железо. Второй опыт очень заинтересовал детей. В стакан с водой мы опустили скрепки и деревянный кубик. И каково же было удивление детей, когда они смогли с помощью магнита достать скрепки из воды, не замочив руки! Ребята сделали вывод, что магнит притягивает металлические предметы даже через стекло и воду. Еще больше удивились ребята, когда к тарелке с манной крупой поднесли магнит и оттуда к нему прицепились скрепки! Потом ребята искали в группе все, что притягивает магнит. Ребята экспериментировали с магнитами долго. На следующий день ребята снова попросились играть с магнитами.
В процессе экспериментирования взрослый должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные взрослым, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем.
Из беседы с детьми стало понятно, что они имеют поверхностные представления о профессиях, также многие дети не знают профессий своих родителей, не могут их назвать. Это говорит о том, что родители не разговаривают со своими детьми о своей работе, не рассказывают, почему они выбрали именно эту деятельность. С целью расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы в группе «Любознайки» прошла тематическая неделя «Все работы хороши». Во время утреннего круга выяснили, какие профессии знают ребята, кем они хотят стать в будущем, что для этого нужно. Исходя из этого, спланировали свою работу. Мы с ребятами рассмотрели альбом «Профессии наших родителей», отгадывали загадки о профессиях. Беседы «Зачем человеку нужна профессия?», «Что я знаю о профессии…» помогли ребятам ответить на их вопросы. Очень понравилось ребятам показывать миниатюры «Мы в профессии играем: «01», «02», «03» всегда на страже» (пожарник, милиционер, доктор). Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Мы – полицейские», «Мы – шоферы»; «Мы -пожарные» помогли сформировать целостное представление о трудовой деятельности взрослых. Все дети проявили интерес к данной теме, задавали много интересных вопросов. Родители с детьми начали говорить о своей деятельности, а дети рассказывать об этом в детском саду. Детям очень понравилось рисование на тему «Моя будущая профессия». Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. Дети познакомились с новыми профессиями, такими как: кинолог, лесоруб, экономист, юрист, пчеловод, экскурсовод, лаборант. Со стороны родителей появился интерес к деятельности, организованной в рамках образовательного процесса, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с ребенком на интересующие его темы, участвовать в жизни группы.
Доброта – вещь удивительная. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом, когда это так необходимо человеку. Она сближает людей, избавляет нас от одиночества. Чтобы донести до детей, что самое главное в человеке – это то, что делает его выше всего и всех – это добро и милосердие, которые являются основой основ, в группе «Любознайки» прошла «Неделя Доброты». Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк и ссор. В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Начали с утреннего круга, где обсудили, что такое «доброта»? Дети понимают это качество каждый по – своему. Посмотрев презентацию о волонтерах, узнали, кто они такие. Мы с ребятами тоже оказываем волонтерскую помощь младшим дошкольникам. Для самых маленьких дошкольников мы приготовили и показали сказку «Теремок». Наши ребята предложили подарить малышам в неделю доброты игрушки. Каждый из ребят принесли из дома игрушки, которыми они уже не играют, чтобы подарить ребятам раннего возраста. Но игрушек оказалось много и тогда мы подарили их еще и ребятам младшей группы. Ребята сделали цветочки добра и тоже подарили их ребятам. В нашей группе с начала учебного года заведены «коробочки добрых дел». За каждое доброе дело они кладут в коробочку фишку. В конце недели мы подсчитываем фишки. Каждый получает приз за свои добрые дела. А добрые дела, это: помощь младшему воспитателю, помощь другому ребенку, уборка игрушек в группе, внимательное отношение друг к другу. Ребята уже знают и без напоминания пополняют фишками свою коробочку. Это уже стало доброй традицией. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не всегда могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается. Мы будем продолжать работать над тем, чтобы воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей. Итоговым мероприятием недели был досуг «В стране вежливости и доброты». Мы с ребятами закрепили употребление в речи этикетные формы (приветствия, прощания, благодарности). Ребята анализировали поступки товарищей, сравнивали их с общепринятыми поступками. Хочется надеяться, что ребята вырастут доброжелательными, чуткими, отзывчивыми, вежливыми.
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
С целью повышения компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста в группе «Любознайки» прошло родительское собрание по финансовой грамотности.
Исходя из цели, были сформированы задачи: познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания; расширить кругозор родителей посредством экономической направленности. Финансовая грамотность - это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Финансовое воспитание подразумевает не просто разговоры, но и реальные действия. Но сегодня наша встреча- это не лекция. На нашей встрече мы предложили родителям вместе с детьми отправиться в школу «Экономики». Начали путешествие с игры «Для чего нужны деньги?» Передавая копилку, родители и дети отвечали, для чего нужны деньги. Ответы родителей и детей отличались, потому как у детей свое представление, для чего нужны деньги. Мы предложили родителям и детям самим «заработать» деньги. Для этого предложили им 4 варианта для заработка - это 4 станции: заработай умом (логика и мышление), профессии (Выбери и обучись), банк (Сумей выгодно вложить), реклама – двигатель торговли. Родителям и детям надо было пройти эти 4 этапа, а на 5 этапе - «Бюджет» (Потрать правильно, с умом заработанные деньги). Все участники разделились на две команды «Рублики» и «Финансисты». На первой станции участникам квеста были предложены различные задачи, отвечая на них, они получали за каждый правильный ответ 1 рубль. На станции «Профессии» участники команд показали профессии строителя и художника, выполнив соответствующие задания. Обе команды получили заработанные деньги. На станции «Банк» команды вложили свои деньги в банк и дополнительно заработали деньги. Выполняя следующее задание, обе команды прорекламировали свой товар, за что тоже получили деньги. Самым интересным оказался пятый этап «Бюджет». Там нужно было потратить заработанные деньги. Тут был «открыт» магазин «Канцтовары». Ребята не понарошку, а по- настоящему выбирали товары для школы: альбом, фломастеры, карандаши, пластилин. Каждому из ребят достался сладкий приз. Каждому участнику были вручены медали за участие в квест – игре.
В заключение хотелось бы сказать, что есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Мы очень надеемся, что наше мероприятие внесло ясность родителям, зачем детям знания о финансовой грамотности.
Наша страна имеет богатую историю, насыщенную множеством событий и свершений. Главным способом объединения людей в государстве всегда выступали традиции и обычаи русского народа, сохраняющиеся на протяжении длительного времени. Народные традиции и обычаи русского народа включают не только определенные обряды, но и правила встречи календарных и православных праздников. Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Иван купала и т. д.
В течение недели мы с детьми изучали быт и традиции русского народа. Читали сказки, былины, пословицы. Рассматривали иллюстрации, книги рисовали, лепили.
Воспитанники активно участвовали в беседах: «Чем играли наши бабушки и дедушки»; «Предметы народного быта»; «Русский народный костюм». Читали русские народные сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Гуси-лебеди», « Сивка-Бурка». Для детей были подобраны и показаны презентации: «Быт русской избы»; «Былины русского народа»; «Русский костюм». Играли в подвижные народные игры «Дедушка Рожок», «Баба Яга», «Горелки». Ведь народные игры многому учат детей, способствуют развитию ловкости, быстроты движений, меткости. Безусловно, эти игры – национальное богатство, и важно, чтобы дошкольники их знали и любили.
Все проводимые мероприятие помогли познакомить наших воспитанников с особенностями жизни и быта русского человека в старину, расширили представление детей о народной игрушке, познакомили с народными промыслами и с устным народным творчеством русского народа.
Невозможно представить себе развитие ребенка без игры. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения жизненного опыта. Игры, которые создаются самими детьми, называются творческими или сюжетно-ролевыми.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображает врача, лечащего больного пациента.
Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности она развивает?
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и содержание игр.
Для того чтобы отобразить в игре, какие - либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.
В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций. Играя в эти игры, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью, готовой к решению жизненных ситуаций.