Милаш Любовь Михайловна
Бевз Алина Андреевна
Шестерня Светлана Васильевна
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг родителей и педагогов. Сделать это необходимо, как можно раньше, уже с первых шагов ребенка по родной земле. Экологическое воспитание дошкольников – это процесс формирования осознанно правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют и о которых им рассказывают взрослые. И одними из них являются сад и огород. Дети с раннего возраста, наблюдая за трудом родителей, начинают знакомиться с такими понятиями как овощи.
В группе «Капитошки» прошла тематическая неделя «Во саду ли, в огороде». Ее целью было познакомить детей с понятиями «овощи», знать их названия, внешний вид, вкус, где растут, что из них готовят. Знакомили детей с такими свойствами как цвет, форма, величина, польза, место произрастания овощей, что позволит максимально обогатить знания и представления детей об овощах, их свойствах, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность. Мы с детьми посадили лук в грунт. С каким интересом они наблюдали за тем, как делаю лунки, потом сами поливали грунт, сажали луковичку в лунку и говорили волшебные слова «Расти, лучок». С детьми проводились беседы по теме недели, рассматривали альбомы, сюжетные картинки «На огороде», проводилась игра «Соберем овощи с грядки». Итоговым мероприятием недели было оформление огорода на подоконнике. Кроме лука, мы посеяли укроп, петрушку, кориандр, овес. Дети с любопытством наблюдают за посадками на огороде.
Со 2 по 6 апреля в детском саду была «Неделя театра». Игра в театр является коллективной по характеру, что помогает нам в воспитании человека доброго, чуткого, учит детей взаимодействовать друг с другом, не ссориться, уступать друг другу. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и т. д. А выступление перед аудиторией формирует уверенность в себе, легче проходит адаптация. Играя какую-то роль, ребенок получает удовольствие и ему хочется идти в детский сад. Вся неделя была очень насыщенной, дети сами принимали участие в постановках, а также были зрителями на показе других сказок. Наши малыши из группы «Капитошки» показывали сказку «Кошкин дом». Для ребят это было первое выступление на публику, где зрителями были другие ребята. Сначала дети примеряли костюмы героев – курочки, зайчика, лошадки и собачки. Кошку играл взрослый – младший воспитатель Е.В.Гаврушенко, поскольку маленьким ребятам еще не под силу было справиться с такой ролью. Дети очень гордились тем, что у них костюмы героев, не понимая, какая ответственность на них ложится, выполнять ту или иную роль. И хотя некоторые из героев немного растерялись и не сказали ни слова, все равно им аплодировали маленькие зрители.
Занятия театральной деятельностью решают такие задачи: развитие мышления, внимания, памяти, общей и мелкой моторики. В следующем году, немного повзрослев, дети будут чувствовать себя увереннее на сцене.
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Для самых маленьких чтение — это, прежде всего, общение с родителями. Ребенок ценит то время, когда папа или мама откладывают все дела, сажают на колени малыша, и они вместе читают любимую книгу. Можно крепко-крепко прижаться к маме, слышать ее голос, вместе с ней сопереживать любимым героям, смеяться над их приключениями. В группе «Капитошки» прошла тематическая неделя, посвященная книге. При работе с младшим дошкольным возрастом, особую роль уделяем иллюстрациям, они помогают малышу понять прочитанный текст. Детям очень нравится рассматривать книги, они с увлечением делятся впечатлениями от прочитанного, звукоподражая животным, птицам. Те ребята, кому родители дома читают книги, увидев знакомые картинки, стараются передавать содержание прочитанного, насколько это возможно в их возрасте. Мы с ребятами рассматриваем и читаем книги постоянно, им очень нравится слушать сказки. А тут еще и родители сделали книги своими руками по русским народным сказкам. Дети с удовольствием их рассматривают и с гордостью говорят: «Эту книгу сделала моя мама!» Современных детей не удивить книгой, они сейчас очень красочные, говорящие, музыкальные, но то, что сделано своими руками, тоже ценно. Дети старшей группы «Пчелки» приходили к нашим ребятам с акцией «Подари малышам книгу». Эти книги заняли почетное место на книжной полке, и мы с малышами их обязательно прочитаем. С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора.
В группе «Капитошки» прошла тематическая неделя под названием «Лесные звери и птицы весной», целью которой было - расширять знания детей о лесных зверях и птицах, а также знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной.
Все мероприятия недели были посвящены данной теме. С ребятами рассматривали альбомы «Лесные звери и птицы», играли в дидактические игры «Кто как разговаривает?», «Чья мама?». В процессе игр уточнили с детьми, что медведь ревет, волк воет, а ворона каркает. Вниманию детей была представлена игра – презентация «Загадки про птиц и лесных зверей». Ребята не только познакомились с лесными жителями, но учились отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Еще выполняли с детьми конструирование из бумаги «Воробышки купаются в луже весной». Каково было удивление детей, что из мятой бумаги могут получиться воробьи. Ребята из группы «Смешарики» представили нам книги о птицах, которые были сделаны руками родителей. Наши малыши с интересом их рассматривали. Также дети и воспитатель Гранько Н.А. из группы «Смешарики» показали для наших малышей инсценировку «Два веселых гуся». Такое сотрудничество детей постарше и малышей всегда приветствуется в нашем детском саду.
Как итог недели была работа в творческой мастерской - рисование крупой, целью которой было учить детей набирать крупу пальчиками и сыпать на заготовку. Это развивает мелкую моторику рук. Ребятам очень понравилось такое «рисование». У нас получился замечательный медведь из гречневой крупы.
Глубоко символично стало в нашем сознании то, что первый весенний праздник посвящен женщине, дающей человеку жизнь, - так же как и природа весной возрождает от зимнего сна все живое. Чествование 8 Марта мам, бабушек, жен, сестер, дочерей стало в России доброй и радостной традицией. 5 марта в группе раннего возраста «Капитошки» прошел праздник, посвященный мамам. Для малышей это был первый праздник, на который были приглашены гости – мамочки. Наверное, мамы больше волновались, чем дети. Для многих из них это был первый утренник, на котором они увидели своего ребенка выступающим. В гости к ребятам приходил ежик Ерофей, который не знал, как поздравить свою маму с праздником. Малыши ему помогли, научили его песням, пляскам с цветами и погремушками. Они с удовольствием играли с ежиком. Ребята пригласили на танец своих любимых мам и в конце подарили открытки, которые делали почти сами. У родителей осталось от праздника хорошее настроение на весь день.
Многие задаются вопросом о том, когда следует начинать знакомить ребенка с профессиями? Начинать рассказывать некоторые отличия одной профессии от другой можно уже с полутора – двухлетнего возраста малыша. Но, преследуя благие намерения обучить ребенка существующим во взрослом мире работам, необходимо не забывать о том, что малышам многие вещи осмыслить еще тяжело. Особенно то, что они никогда не видели, или, о чем совершенно не имеют представления. Поэтому первые, с чьей профессией мы познакомили малышей группы «Капитошки» были такие профессии, как доктор, повар, младший воспитатель, прачка. Ребята наблюдали за тем, что делает младший воспитатель, проговаривая все ее действия, что способствовало лучшему запоминанию. С работой прачки мы познакомились, когда посетили прачечную, где дети увидели, как стирают белье, как его сушат и потом гладят на специальном валике – барабане. Ребята знакомы с профессией доктора больше, чем с другими, потому как с мамами приходится посещать кабинет этого специалиста. Визит в группу медсестры встретили с радостью, потому как видят Галину Алексеевну часто. Она угостила ребят витаминами. В последующие дни ребята каждый день играли в «доктора», кому – то нравится быть доктором, а кому – то больше пациентом. С профессией повара дети тоже знакомы, видят дома, как мама готовит еду на кухне, знают, что нужно для работы повара. Всю неделю мы рассматривали картинки о профессиях, знакомились с предметами помощниками, играли в игры. Итоговым мероприятием для ребят было «Путешествие в страну Профессий», где с ребятами закрепили название профессий, трудовые процессы, предметы – помощники в разных профессиях. Уважение к труду взрослых нужно воспитывать у детей с раннего возраста.