Как много мы, взрослые, знаем об осени и некоторые понятия кажутся нам элементарными, вроде бы и дети все это должны знать. Однако детям нужно об этом рассказывать. Важно постепенно пополнять копилку знаний ребенка. Сейчас осень, можно поговорить с ним на эту тему.
Осень – золотая пора. Золотыми становятся травы, деревья, кустарники. Короткое «бабье лето» дарит теплые денечки перед наступающими холодами. В прохладном, прозрачном воздухе поблескивают нити паутинок. Дни становятся короче и холоднее, а ночи длиннее, солнце уже не поднимается так высоко как летом. Все чаще моросит мелкий дождик, а утром появляются туманы. Ветер срывает с деревьев яркие листья, которые застилают землю багряно-желтым ковром. Листопад обнажает ветки деревьев, лишая их пышного яркого убранства. К середине осени солнце радует своим появлением совсем редко, становится все пасмурнее, чаще идут продолжительные холодные дожди. Все чаще по ночам случаются заморозки. Поздняя осень – серебряная пора. На лужах появляется первая корочка льда, снежинки начинают иногда падать на уже мерзлую землю, серебрятся опавшие листья, покрытые инеем, звенят обледеневшие веточки деревьев. Прячутся мелкие жучки и паучки, а птицы улетают на юг, но не все, а только перелетные. Вот сразу и возникает вопрос: какие птицы перелетные, а какие – нет? Что еще происходит в природе осенью? Что еще рассказать про осень для детей? А как звери готовятся к зиме? Они делают полезные запасы, строят домики, утепляют свои гнезда и норки. Некоторые меняют свои шубки на зимние – более теплые, светлые, пушистые, чтобы быть менее заметными на белой поверхности снежного покрова. А люди собирают урожай в саду и на огороде, сеют озимые, готовят поля к весне. Какие овощи и фрукты собирают осенью? Прекрасное занятие для малышей и родителей смастерить кормушку для птиц, заготовить для них плоды и семена. С наступлением холодов птичкам все труднее найти корм.
Осень для детей. Развивающие задания и игры.
1.Обсудите с ребенком, какое время года наступило. Выучите с ребенком названия осенних месяцев.
2.Помогите понять и запомнить осенние приметы: - наступила холодные дни, стало ветрено, часто идут дожди; - листья на деревьях меняют цвет с зеленого на желтый, оранжевый, красный, багряный; - начинается листопад; - спрятались насекомые; - перелетные птицы улетают на юг; - ночи стали более длинными, а дни короткими; - люди убирают урожай с полей, огородов и в садах; - нужно одеваться теплее, когда выходишь на улицу, потому что стало холодно; - начался новый учебный год, дети стали ходить в школу.
3.Обсудите с ребенком значение слова листопад. Произнесите его вместе по слогам, из каких слов оно состоит?
4.Подберите несколько интересных картинок про осень вместе с малышом, наклейте их в альбом или тетрадку. Придумайте по картинкам простые предложения и под картинками их запишите.
5.Во время прогулки найдите листочки разных деревьев березы, клена, рябины, дуба, внимательно их рассмотрите, пусть малыш попробует нарисовать их на бумаге после возвращения домой, а вы помогите ему. Игра «С какого деревца листочек и веточка?» поможет в развитии речи: - листочек березы – березовый лист; - веточка березы – березовая ветка и так далее.
6.Деткам дошкольного и младшего школьного возраста можно предложить найти в каждой цепочке лишнее слово: - ель, рябина, тюльпан, клен; - тополь, береза, шиповник, дуб; - рябина, яблоня, черемуха, смородина; - дуб, осина, ель, липа. Просите ребенка аргументировать свой выбор.
7.Составьте небольшие предложения на осеннюю тему, которые начинаются словами «наступила», «стало», «замолкли», «идет», «пожелтела», «облетели».
8.Потренируйтесь устанавливать причинно-следственные связи. Разберитесь с ребенком, что не так и почему. - осень пришла, потому что птицы улетели; - пошел дождик, так как во дворе лужи; - поднялся ветер, потому что деревья гнутся; - на улице холодно, так как люди надели теплую одежду.
Будет очень интересна и полезна информация о листьях:
- листьям необходима вода, углекислый газ, хлорофилл и свет солнца для производства питательных веществ для растения;
- с наступлением холодов каждый листочек покрывается защитным слоем, он препятствует попаданию воды, хлорофилл прекращает вырабатываться;
- настоящий цвет листья приобретают осенью, летом этому препятствует высокое содержание хлорофилла, который все листочки окрашивал в зеленый цвет;
- кроме зеленого хлорофилла листья содержат два других вещества, которые отвечают за цвет. Это ксантофилл, который окрашивает листву в желтый цвет и оранжевый каротин;
- а как же красный и фиолетовый цвета получаются, какие вещества окрашивают листья в эти цвета? Это сахара, которые являются питательными веществами и циркулируют внутри листочков;
- а если листик приобрел коричневый цвет, значит он не получает питание совсем, он мертв.