Опарина Ольга Владимировна
Проскурня Елена Павловна
Карпова Светлана Николаевна
Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он может также не внимательно относиться к своему высказыванию, не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем.
Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным голосом, то и речь малыша будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, с которыми часто малыш общается. Важно в общении с ребенком, особенно в младшем и дошкольном возрасте не «подделываться» под детскую речь, не произносить слова искаженно, не употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не дает – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительными, ласкательными суффиксами, а также произнесение недоступных для понимания слов; слов сложных в звуко-слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться, или, наоборот хвалить его за такие успехи. В то же время нельзя требовать правильного произношения в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. Родители должны знать, в какие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных жизненных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Обычно в семье поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не приводит к положительному результату, а иногда ведет к тому, что малыш старается не употреблять его, заменяя другим, порой неудачным, или вообще отказывается говорить, замыкается. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, в доброжелательном тоне. Дать правильный образец произношения, и по возможности не повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Ошибки в произнесении слов могут выражаться не только в неправильном звукопроизношении, но и несоблюдении норм литературного произношения. Чтобы исправить, а потом и закрепить правильное произношение этого слова, можно предложить в игровой форме неоднократно произнести его верно, например, в игре «телефон», когда это слово в игре неоднократно повторяется (кукла звонит, мишка звонит и т.д.)
В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка, он усваивает определенные правила и законы грамматики; изменяет слова: ковер – ковров, окно – окон, лампа – ламп (правда, вначале он ограничивается лишь одной формой, например, использует во множественном числе существительные в родительном падеже с окончанием – ов, - ев) – ковров, окнов, карандашов; строит различные по конструкции предложения, связывая слова соответственно правилам грамматики. Указывая на существование у ребенка определенного чувства к языку, К.И. Чуковский отмечает: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист».
Овладение ребенком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, родители будут тем самым не только расширять кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению им правильной речи. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовольствие от активного общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова.
В раннем возрасте велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка, и служит предпосылкой к формированию и развитию разговорной речи. Формирование разговорной речи происходит в дошкольном возрасте. За прошедшие три года жизни ребенок успел накопить значительный объем знаний и запас представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и уже имеет определенный практический опыт действия с различными предметами. Трехлетние дети уже начинают высказывать простейшие суждения о предметах явлениях, делать умозаключения о них, устанавливать зависимость между ними. У ребенка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по значению, в единую группу, различать предметы, близкие по внешним признакам. Постепенно совершенствуется грамматическая правильность речи. На вопросы взрослых ребенок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3-4 и более слов. Понятнее становиться речь в целом, отчетливее произношение слов и звуков. В этом возрасте ребенок легко запоминает и усваивает основные грамматические формы. Играя с малышом, родители могут поупражнять его в правильности согласования имен существительных с разными частями речи, например, с глаголами. Взрослый говорит: «Сейчас к нам в гости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал». Например, берет куклу и спрашивает: «Кто к нам приехал в гости?». Ребенок должен дать полный ответ: «К нам в гости приехала кукла, кошка, собака», но «приехал медвежонок, слон». Называя количество предметов, ребенок употребляет слова один, много. Если малыш неверно согласовывает существительные с этими словами, то надо поправить его, выделяя голосом существительное, дать образец правильной речи: много стульев (а не стулов). Научить ребенка правильно употреблять слово в нужном падеже, а также верно употреблять предлоги можно следующим образом. Взять любую игрушку и, ставя её в разные места, спросить, где кукла (машина, зайка). Положить куклу на стол, в коробку, под стол, на шкаф и спросить: откуда вы берете куклу (из шкафа, из-под стола, со шкафа, из коробки).
Формирование разговорной речи происходит, прежде всего, в повседневном общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях. Например, после возращения малыша с прогулки пусть кто-нибудь из старших спросит: «Кого (или что) ты видел на улице? С кем играл? Какие игрушки были у Миши (у Тани?) Что ты лепил из снега?». Вопросы побуждают ребенка к ответу. Надо добиваться, чтобы ребенок давал полные ответы, рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая игрушка была у товарища, мог кратко описать её. Темы для разговора с ребенком могут быть самыми разнообразными – это и покупка новых игрушек, посещение поликлиники, магазина, прогулки в лес, парк, поездка за город. Взрослый задает вопросы, направляет разговор, стремится заинтересовать малыша, предлагает вспомнить что-либо.
Дети обычно с удовольствием рассматривают картинки в книгах. Но книги должны соответствовать возрасту малыша, быть понятными. Прежде, чем требовать от ребенка, чтобы он рассказал вам, что изображено на картинке, покажите, как это делается. Надо учить ребенка выделять сначала главное, потом – второстепенное. Так, например, рассматривая иллюстрации, на которых изображены дети, спросить сначала малыша, кто изображен на рисунке, что они делают, затем обратить внимание на то, как одеты дети. Предложить ему определить время года. Спросить его, почему он считает, что на рисунке изображена зима, а, например, не лето (дети катаются на санках, на коньках или лыжах, одежда на них теплая – зима; дети купаются, загорают, на деревьях зеленые листья – лето и т.д.).
Чтение художественных произведений значительно расширяет знания ребенка об окружающих предметах, явлениях, о жизни и труде взрослых.
Подробнее: КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Театр! Как много значит слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
Одной доброй традицией нашего детского сада стала проведение тематической недели театра. И этот год не исключение. Согласно плану работы в детском саду была проведена «Неделя театра».
Участниками тематической недели стали воспитанники нашей группы и мы, воспитатели. На протяжении недели мы с детьми вели беседы-диалоги о театре, театральных профессиях: «Что такое театр?», «Театр Вежливости», «Ты пришел в театр…», «Мои любимые сказки», «Сказочные герои, которые мне нравятся». Дети с удовольствием играли в подвижные и сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации по русским народным сказкам с использованием театральных атрибутов и разнообразных костюмов сказочных героев. Театр является одной из самых красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления, новые чувства. ребятам за время театральной недели удалось побывать на разных спектаклях.
Таким образом, традиционно проводя театральные недели в детском саду, способствует развитию эмоциональной, выразительной речи детей, способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками, учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”
Острые респираторные вирусные инфекции – наиболее частые заболевания у детей представление о них очень важно для родителей. При этих заболеваниях поражаются органы, поэтому они и называются респираторными.
Виновниками острых респираторных инфекций могут стать более трехсот разновидностей вирусов и бактерий. Наиболее часто заболеваний являются вирусы гриппа, парагриппа, аденовирусы, риновирусы, респираторно-синцитиальные вирусы. Наиболее часто «простудные» заболевания отмечаются у детей со сниженным или ослабленным иммунитетом, а также у имеющих многочисленные контакты в детских дошкольных учреждениях и школах.
Пути передачи инфекции: воздушно-капельный и бытовой (заражение через предметы обихода, туалетные принадлежности, детские игрушки, белье, посуду и т.д.). Вирус в воздухе сохраняет заражающую способность от 2 до 9 часов. Восприимчивость к инфекции высока и зависит от состояния иммунитета человека. Возможно и повторное заболевание, что особенно часто отмечается у ослабленных детей. Продолжительность болезни зависит от тяжести заболевания, типа вируса, наличия или отсутствия осложнений.
Для гриппа характерно очень быстрое развитие клинических симптомов.
Температура тела достигает максимальных значений (39°С–40°С) уже в первые 24–36 часов. Появляется головная боль, которая локализуется преимущественно в лобно-височной области, боль при движении глазных яблок, светобоязнь, боль в мышцах и суставах, нередко возникает тошнота или рвота, может снижаться артериальное давление.
Сухой болезненный кашель появляется, как правило, через несколько часов от начала болезни. Типичным для гриппа является развитие трахеита, сопровождающееся болезненным кашлем в области грудины. Самая большая опасность, которую влечет за собой грипп, в том числе все его штаммы — это возможные осложнения (обострение сердечных и легочных заболеваний, иногда приводящие к смертельному исходу). У ослабленных и часто болеющих детей возможно развитие воспаления легких. Родители должны знать признаки, позволяющие заподозрить пневмонию у ребенка. Температура выше 38 градусов более трех дней, кряхтящее дыхание, учащенное дыхание, втяжение податливых мест грудной клетки при вдохе, посинение губ и кожи, полный отказ от еды, беспокойство или сонливость - это признаки, требующие повторного вызова врача.
В период подъёма заболеваемости гриппом и ОРВИ рекомендуется соблюдать несколько правил, обеспечивающих эффективную защиту от инфекции в детском саду:
1. Соблюдайте гигиену рук. Мойте руки водой с мылом как можно чаще, особенно после кашля или чихания. Также эффективна обработка рук с применением антисептических средств на основе спирта.
2. Прикрывайте рот и нос бумажной салфеткой во время кашля или чихания. Если у вас нет салфетки, то при кашле или чихании прикрывайтесь локтем или плечом, а не руками.
3. Если Вы или ваш ребенок переболели, оставайтесь дома в течение, по крайней мере, 24 часов после того, как температура спала или, исчезли её симптомы (и больной при этом не принимал жаропонижающих средств). Для предотвращения распространения вируса заболевший ребенок должен оставаться дома.
Чтобы подготовиться к эпидемии гриппа, следует принять следующие меры:
- все члены семьи должны сделать прививку от сезонного гриппа;
- подумайте, с кем оставить ребенка и как обеспечить уход за ребенком дома, в случае если он заболеет или если закроют на карантин детское учреждение;
- будьте готовы следить за состоянием здоровья больного ребенка и других членов семьи: проверять температуру и наличие других симптомов гриппа;
- обсудите со своим врачом, как вы можете уберечь своих детей от гриппа в предстоящем сезоне (в число детей, подверженных повышенному риску осложнений гриппа, входят дети в возрасте до 5 лет и дети, страдающие хроническими заболеваниями, такими как астма и диабет);
- обозначьте отдельную комнату для заболевших членов семьи;
- проверьте список контактных телефонов для связи в экстренных
ситуациях (телефон вызова врача из детской поликлиники, телефон детского сада или школы);
- подберите игры, книги, видеодиски и другие вещи, необходимые для развлечения в кругу семьи на случай, если ваш ребенок заболеет и будет вынужден оставаться дома;
- поговорите с представителями администрации дошкольного учреждения об их планах по организации учебного процесса на случай эпидемии или экстренной ситуации;
- продлите время пребывания заболевших детей дома по крайней мере до 7 дней - даже в случае, если состояние больного улучшится раньше. Тем, кто болеет дольше 7 дней, следует оставаться дома в течение 24 часов после полного исчезновения симптомов.
Обращаем Ваше внимание! При первых признаках респираторного заболевания необходимо оставить ребенка дома и вызвать врача на дом.
Отшумели Новогодние праздники, пришло время снимать игрушки с нашей елочки-красавицы, прятать их в коробки до следующего Новогоднего праздника. Но как можно расстаться с Новогодней красавицей, не поблагодарив её за чудесные праздники, не попрощавшись до будущей зимы? По традиции в нашем детском саду прошёл праздник для детей «Прощание с новогодней ёлочкой», в гости к ребятам приходил лучший друг «Снеговик» с ним ребята вспомнили весёлые песни, танцы, читали стихотворения и играли в интересные игры...
Этот праздник вызывал у детей массу положительных эмоций. В завершении праздника дети и взрослые прощаются с ёлкой до следующего Нового года.
До свидания, елочка, до будущей зимы
Долго тебя ёлочка будем помнить мы!
С ёлки игрушки-конфетки мы снимем
Зал наш зеленая ёлка покинет
Ёлка, прощай! Говорим на прощанье:
Дружно мы ёлочке скажем: «До свидания!»
Новогодняя красавица, прощаясь с детворой, гасит свои огни…
Это мероприятие оставляет яркий след в душе каждого ребенка и становится ярким и логичным завершением Нового Года.
11 января – самая вежливая дата в году. В этот день отмечается Всемирный день «Спасибо». Этот зимний день наполнен светом и теплом открытых сердец, пронизан искренностью пожеланий. Праздник отмечается для того, чтобы напомнить людям всего мира о том, как необходимы воспитанность и вежливость в отношениях между людьми, как важно не забывать выражать свою благодарность. Между тем в последние годы наблюдается ситуация, когда большинство обывателей забывают слова благодарности, зачастую не применяя их вообще. Это приводит к вымиранию таких человеческих качеств, как доброта, вежливость, забота о ближнем. В связи с этим особо остро встаёт проблема воспитания у подрастающего поколения положительных привычек вежливого и благодарного, бережного отношения к окружающим.
Воспитанники и педагоги группы «Пчелка» не только расширяют свой кругозор в этой сфере, но и учатся применять свои знания и умения на практике. Так 11 января 2023 года, дети отметили Всемирный день «Спасибо», совершив путешествие в Страну «Спасибо».
В средней группе, по инициативе детей провели тематический день «Спасибо», проверили свои знания о добрых и волшебных словах, их значении, правилах вежливых ребят, узнали жителей Страны «Спасибо» и пообещали им соблюдать правила вежливости и доброты. Дети играли в дидактические игры «Скажи спасибо», «Продолжи слово», в игры на внимание «Будь внимателен», играли в игру-драматизация «Автобус» читали стихи и рассказы. Также в этот день дети узнали от взрослых, как звучит слово «спасибо» на других языках. Дети этой группы благодарили взрослых и детей на русском языке. Воспитанники узнали про историю праздника, вспоминали вежливые слова, отгадывали загадки, читали стихи о волшебном слове «спасибо».
В благодарность сотрудникам детского сада ребята приготовили открытки со словом «спасибо». Дети поблагодарили работников детского сада, включая тех, чей труд для детей не всегда виден, и не всегда обращают на него внимание. В ответ дети тоже услышали «спасибо» и они были очень рады.
А также поздравили малышей с этим праздником и подарили им сладкий подарок с открыткой со словом «Спасибо».
В конце дня дети своими руками изготовили открытки со словами благодарности. В день «спасибо» каждый ребенок имел возможность сказать своим родителям за, что они их благодарят и подарить открытку со словом «спасибо».
В этот день в группе царила атмосфера благодарности, проявления хороших манер и приличия. Дети и взрослые испытали незабываемое истинное чувство удовлетворения, радости и восторга.
Таким образом, в игровой форме дошкольники узнали и закрепили свои знания о словах благодарности, об их значимости и способах применения. Что, в свою очередь, благоприятно сказывается как на их внешнем поведении, так и, в дальнейшем, на становлении их личности. Это отвечает современным требованиям воспитания и образования детей дошкольного возраста. Благодарите друг друга чаще и любите наших детей!
Зима – самое сказочное время года, может ещё и потому, что именно зимой к нам приходит самый сказочный праздник – Новый год, время, когда исполняются самые заветные желания. Но не только добрый Дедушка Мороз исполняет все наши желания, внучка Снегурочка, помощница Дедушки тоже владеет волшебством. А как же Снегурочка узнаёт о том, что хочется, о том, чём мечтается? Для этого и придумали «День написания писем», все желающие могут написать письмо не только самому главному исполнителю мечтаний, но и Снегурочке. Ребята с родителями решили написать письма Снегурочке. Специально родители распечатали красочные шаблоны писем, на обратной стороне письма дети нарисовали рисунки. С каким усердием, старанием, рисовали дети свои заветные рисунки. И даже те, кто не очень любит рисовать старательно и прилежно выводили линии и кружочки, стараясь как можно ближе приблизиться к реальному.
Не только дети, но и взрослые верят в чудеса, пишут письма Деду Морозу и Снегурочке, ждут, что они обязательно исполнят их желания. Ведь обязательно нужно верить, и тогда непременно всё исполнится.
А еще ребята все две недели выполняли новогодние задания, которые прислала ребятам Снегурочка.
После новогоднего утренника ребят в группе ждали подарки от Снегурочки под ёлкой, дети были под большим впечатлением, что внучка Снегурочка ответила на их письма.
«День написания писем» - прекрасная возможность поговорить с детьми о зиме, празднике, волшебстве, вере в исполнение желаний, просто поиграть и повеселиться, что мы с ребятами и делали!