Опарина Ольга Владимировна
Проскурня Елена Павловна
Карпова Светлана Николаевна
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
В. А. Сухомлинский
Что такое дидактическая игра?
Дидактическая игра – это педагогическое средство, созданное взрослыми для развития какой-либо способности у детей.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра. Именно она может помочь решить взрослым ряд воспитательных и образовательных задач.
Для детей воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила. Усвоение знаний в дидактической игре выступает как побочный эффект. Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Цель дидактических игр, игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи.
Главная роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Не секрет, что родители, чтобы не огорчить ребёнка, иногда стараются не заметить допущенной им ошибки, «подыгрывая» ему. В такой игре пропадает её главная ценность: воспитание воли, умения преодолевать горечь поражения, желание играть до победы. Если правилам не придаётся должного значения и в центре внимания детей оказывается выигрыш, они будут добиваться его любой ценой, а правила покажутся им чем-то ненужным, а то и помехой в достижении успеха. Изменить такое отношение детей к правилам игры, помогут ваша настойчивость и мотив – нарушим правило, выигрыш не засчитывается.
Совместные с детьми игры помогают лучше узнать вам своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Взрослые в процессе игры с ребенком делают много открытий: уясняют, что ребенок знает, что умеет, в чем больше преуспевает; сами же незаметно для малыша многому его обучают. Родители должны помнить, что дидактические игры реализуют поставленную цель, если: их содержание отвечает обучающей цели и они подобраны в соответствии с возрастом ребенка Необходимо внимательно изучать индивидуальные особенности своих детей. Например, слишком возбудимым подвижным детям, советуем чаще предлагать настольно-печатные игры: «Лото», «Мозаика», «Разрезные картинки», «Кубики» и др. Детей с замедленной реакцией, следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа: «Холодное - горячее», «Скажи наоборот» и др.
В играх с малышами важно решать задачи воспитания сенсорной культуры (это знания о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе). Для этого можно использовать в играх овощи, фрукты, ягоды («Узнай на вкус», «Узнай на ощупь»): семена и листья кустарников, деревьев («Чьи это детки?», «Чей листочек?»): предметы обихода: («Покажи то, о чем я скажу»): игрушки («Большой-маленький», «Найди игрушки по цвету», «Угадай по звуку») и т.д.
В 4–5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от 2 до 5 детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15–20 минут, в отдельных случаях может достигать и 40–50 минут. Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), все более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребенок еще не относится к другому ребенку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении происходит дальнейшее развитие сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети все чаще стараются договориться с партнером, объяснить свои желания, а не настоять на своем.
В нашей группе прошло родительское собрание на тему "Путешествие в страну знаний". Цель родительского собрания заключалась в расширении контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Собрание проходило в форме встречи - путешествия. Вначале нашей встречи мы предложили родителям передать детям свои пожелания на новый учебный год. Пуская бубен по кругу, родители высказали свои пожелания детям. Далее Анжелика Анатольевна провела с родителями упражнение " Как мы провели лето", из которого мы узнали, что дети провели лето приятно и с пользой, за что родители были награждены круизом на яхте по океану Знаний. Которое продлится еще не один год, а конечный пункт нашего путешествия - это, конечно же Школа.
Далее родителям рассказали, как мы подготовились к новому учебному году (произвели ремонт в группе, провели экскурсию по группе).
Далее провели педагогический всеобуч. Рассказали о том, что представляет собой ребёнок 4-5 лет. Об изменениях как физическом, так и психическом сознании детей, о речевом этикете, о культуре поведения.
Наталья Сергеевна провела с родителями занимательные словесные игры, как можно использовать игры для развития речи и познания вашего ребенка.
Затем выбрали родительский комитет на новый учебный год. Ответили на вопросы родителей. Родители были награждены грамотами за активные участия в жизни детского сада и группы.
По окончанию нашего путешествия родителям было предложено украсить чемодан «смайликами».
Условиями гармоничных отношений является уважение друг к другу, взаимная терпимость. Умение уступать друг другу.
Яркой, эмоциональной, весёлой деятельностью жизнь детей и родителей средней группы «Пчёлки» наполнило спортивное развлечение «Осенние веселые старты», которое прошло 2 октября 2022 г на Лыжной базе отдыха города Ужура. Игры-эстафеты, физкультминутка, подвижные игры вызвали у наших воспитанников и родителей море положительных эмоций и впечатлений. Дети совместно с родителями разделились на две команды. Дошколята состязались в быстроте, ловкости, смекалке. Они уверенно и задорно преодолевали препятствия и выполняли все задания, которые были наполнены осенней тематикой.
Развлечение началось с разминки. Затем командам были предложены следующие игры – эстафеты: «Прыжки через лужи», «Поехали на дачу», «Соберём урожай овощей», «Овощи для супа, фрукты для компота», «Закатай банки на зиму», «Посади и собери картошку», «Соберем урожай лука», «Сбор яблок».
Также во время отдыха дети отгадывали загадки про овощи, а в заключение развлечения ребятам была предложена игра «Волшебный платок». Программа «Осенних веселых стартов» была довольно насыщенной, поэтому юным спортсменам нужно было показать не только индивидуальную подготовку, но и умение работать в команде. Спортивный задор и желание добиться победы для своей команды захватывали и детей, и взрослых. Все старались прийти к финишу первыми. Атмосфера спортивного развлечения была и радостная, и в тоже время напряженная. Ребята очень переживали за своих товарищей, радовались победам и огорчались неудачам.
Участвуя в «Осенних веселых стартах», ребята поняли: чтобы завоевать победу - мало быть просто физически сильным, необходимо при этом обладать достаточной целеустремленностью, силой воли, быть ловкими и находчивыми.
Все участники получили отличный заряд бодрости, и море положительных эмоций, а также семьи были награждены грамотами и призами.
После спортивного развлечения ребята вместе с родителями пили чай с бутербродами, делились своими впечатлениями.
Как же приятно видеть азарт и блеск в глазах наших детей, радость и удовлетворение от игровых действий! В результате мы, воспитатели, еще раз убедились, что нетрадиционное физкультурное развлечение привлекает ребят своей необычностью!
Образовательную деятельность в нашей группе мы ведем по программе нашего детского сада, основанной на программе «От рождения до школы» в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
Предметно-развивающую среду мы считаем одним из самых главных условий всестороннего развития ребенка, интересной жизни ребенка в детском саду. Оформляли учетом индивидуальных особенностей и интересов детей группы, их уровня развития, подвижности, способностей.
При организации среды учитывали принципы, прописанные в ФГОС ДО: соответствие возрасту, соответствие программе, соблюдение принципа гендерной социализации, изменчивости развивающей среды, соответствие инструкции по охране жизни и здоровья детей, соответствия среды особенностям детей группы. К тому же старались, чтобы среда была полифункциональной, доступной, вариативной, трансформируемой, эстетической.
Организованы зоны, уголки, площадки по пяти образовательным областям, рекомендованным ФГОС ДО (исходя из возможностей нашей группы: имеющейся мебели, площади помещения, пропорционального соотношения количества мальчиков и девочек).
Считаем, что у нас насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, которая создает нашим детям интересную, увлекательную жизнь и обеспечивает всестороннее развитие.
Одно из красивейших времён года - это, конечно же, осень. В этом году осень порадовала нас хорошей погодой и солнечными денёчками. Когда приходит осень, всё вокруг приобретает особый смысл, а окружающая природа начинает радовать нас яркими красками. И всё это благодаря волшебнице осени. Волшебной кистью рисует она незамысловатые, но чудесные картины, которые не оставят никого равнодушным. Волшебница осень заглянула и в нашу группу.
Сезонное оформление группы несёт в себе не только эстетическую нагрузку, но и способствует тому, что дети лучше усваивают информацию об особенностях осеннего времени года. В нашей группе очень красиво и уютно! Ребятам хочется вновь и вновь приходить сюда! Каждое утро начинается с радостного настроения и ощущения комфорта.
На тематические недели «Золотая Осень!», мы с ребятами, рисовали «Осенний ковер для ежиков», рассматривали иллюстрации, беседовали и наблюдали на прогулке за изменениями природы, разучивали стихотворение «Осенний клад». Дети совместно с родителями участвуют в выставке «Осенняя фантазия».
Листопад очень красивое и не забываемое явление природы, вот и в нашей группе, настоящий листопад. Медленно кружась, падают и падают разноцветные листья на раскрытые зонтики! Одним словом, в нашей группе «Осенняя пора!
Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Даже самая обычная обстановка может стать опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность, их активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для них. Дети крайне мало осведомлены о необходимости соблюдения основ собственной безопасности. Поэтому задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.
Для решения этой задачи, с детьми нашей группы были проведены различные беседы, игры по правилам безопасности, НОД «Знатоки правил безопасности», «Правила пожарной безопасности», по итогу ребята выполнили аппликацию по безопасности на дороге. Дети были увлечены, и готовы были получать новые знания.
Безопасность наших детей находится в наших руках и от того как мы подготовим его к встрече с возможными трудностями, зависит, возможно и жизнь ребенка.