Сведения об ОО

Вход на сайт

Материалы категории

Что ищем?

Кто на сайте?

Сейчас 155 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Статистика сайта

Посетители
23
Материалы
966
Количество просмотров материалов
2124498
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

«Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста»

Функциональная грамотность позволяет эффективно использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения спектра задач во всех видах отношений ребёнка с окружающим миром и людьми. В дошкольном образовании выделяют основные направления функциональной грамотности: математическая, финансовая, естественно-научная, читательская (языковая), читательская (литературная).

Математическая грамотность- это способность человека, включающая умения:

- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

- формулировать эти проблемы на языке математики;

- решать проблемы, используя математические факты и методы;

- анализировать использованные методы решения;

- интерпретировать полученные результаты с учётом поставленной проблемы;

- формулировать и записывать результаты решения.

Одна из важнейших задач воспитания ребёнка дошкольного возраста - это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваиваться. Важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение, прививать инициативность, воспитывать способность к адаптации в разных ситуациях, идти к достижению поставленной цели Именно математика оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь. Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоение таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, количество, величина, пространственное расположение, временные отношения, даёт возможность дошкольнику свободно ориентироваться в других видах деятельности. В своей работе педагогу целесообразно использовать такие методы, как:

- практический;

- моделирование (конструирование);

- метод решения логических задач;

- эксперименты и опыты;

- метод вопроса;

- элементарный анализ (синтез, сравнение);

- игровой.

К формам работы по формированию математической грамотности относят: 

- словесный (например, разъяснение типов углов); 

- показ способа действия в сочетании с объяснением (например, измерение отрезка с помощью условной мерки); 

- инструкция для выполнения заданий (например, сравнение чисел, классификация по цвету и форме); 

- словесный приём в ходе практической деятельности.

К приёмам работы по формированию математической грамотности относят:

- демонстрация способа выполнения действия в сочетании с объяснением. Данный приём позволяет детям научиться самостоятельно, выполнять математические действия, способствующие активизации мышления, восприятия и речи детей;

- инструкция для самостоятельного выполнения детьми упражнения. В младшем возрасте инструкция даётся детям перед каждым новым действием;

- пояснение, разъяснение, указание. Даёт возможность детям более досконально ознакомиться с новыми действиями, понять их специфику и суть;

- вопросы о полученных знаниях. Способствуют активизации памяти, речи, мышления. Помогают воспитателю увидеть пробелы и «закрыть их»;

- переформулировка ответа. В силу скудности речи младших дошкольников, они не всегда могут верно, сформулировать ответ, хотя дают правильный. В этом случае педагогу необходимо использовать приём переформулировки детских ответов;

- сравнение, анализ и синтез. Основой является установление сходства и различия предметов. Дети сравнивают предметы по количеству, форме, цвету и т. п. Начинается работа со сравнения минимального количества предметов, в дальнейшем это количество увеличивается.

Задачи по формированию предпосылок математической грамотности дошкольников педагог может решать, как вовремя НОД, так и во время проведения режимных моментов и осуществления функций присмотра и ухода за детьми. Создавая игровые познавательные ситуации, задавая вопросы, пробуждающие творчество и фантазию детей, побуждая детей к обсуждению и исследованию, взрослый руководит познавательной деятельностью ребёнка, в результате дети усваивают основные математические понятия и способы решения элементарных математических задач. При этом воспитателю не нужно самому много рассказывать. Как можно больше вопросов и ответов и как можно меньше рассказов - основной принцип работы. Педагог не должен допускать ошибки в определениях, формулировках, вопросах, связанных с математическими понятиями. На занятиях продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование) у детей закрепляются представления о геометрических фигурах, о форме, размерах предметов, об их пространственном размещении, о количестве. Для выполнения детьми предметных и сюжетных рисунков, орнамента, аппликаций, лепки, изготовления игрушек - требуются знания о форме, размерах, о пространственных отношениях между частями предмета, поэтому геометрические представления и измерительные навыки развиваются и закрепляются во всех видах изобразительной деятельности.  В подвижных дидактических упражнениях и играх развиваются умения детей ориентироваться во времени и пространстве, формируются знания об измерениях условными мерками (отсчитывание шагами расстояния от одного пункта к другому, определение расстояния при метании, беге, высоту прыжка и т.д.)  Занятия по ознакомлению с окружающим и занятия по развитию речи многое дают детям в плане математического развития.  Например, дети более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, неделях, днях.  При уходе за растениями в природном уголке, на огороде, клумбах дети измеряют рост растения, подсчитывают количество бутонов, цветков, отмечают, что бывает сначала, что потом, отмечают последовательность действий.  Во время экскурсий в природу, в парк или по городу также закрепляется умение детей ориентироваться в пространстве.  Например, с детьми проговаривается алгоритм прогулки «Мы перейдём через дорогу, пойдём по тротуару, потом повернём направо, пройдём среди домов».  Собирая листья на участке, мы обращаем внимание детей на форму лепестков, их структуру, подсчитываем их количество.  Заготавливая природный материал, дети собирают и складывают десятками шишки, камешки. Здесь закрепляется счёт группами. Все действия и наблюдения детей не принесут желаемого результата, если это не будут отражаться в речи. Совместно с педагогом и самостоятельно, работая друг с другом, дети проговаривают: на какие геометрические фигуры похожи листья, сколько собрано больших и маленьких шишек, чего больше, у каких растений стебли короткие, а у каких - длиннее.  При рассматривании изображений на картине, дети должны не только охарактеризовать сюжет, но и учиться отмечать количество и размещение действующих лиц. То есть необходимо обращать внимание на позу действующих лиц, на их размещение.  Логико-математическому развитию детей способствует чтение (восприятие) художественной литературы, прежде всего математического содержания «Мальчик с пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г. X. Андерсена и др., а также произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (русская народная сказка «Волк и семеро козлят», английская народная сказка «Три поросенка», словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев» и др.) При таком подходе к математическому развитию дошкольники не только осваивают разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего мира во взаимосвязи, но и овладевают способами самостоятельного познания, которые применяют в своей жизнедеятельности, что создает условия для их социализации, формирования интегративных качеств личности, развития предпосылок универсальных учебных действий. На музыкальных занятиях закрепляются пространственные представления и счётные навыки.  Детей знакомят с основными свойствами музыкального звука -  с высотой (регистры), с направлением мелодий вверх - вниз;  с продолжительностью звуков (длиннее - короче);  знакомим с аккордами, состоящими из двух, трех, пяти звуков, и т.п.  Эти основные свойства музыкальных звуков дети ассоциируют с пространственными, временными, количественными представлениями: дальше - ближе; выше - ниже; длиннее - короче и др.  На занятиях по физическому воспитанию дети часто сталкиваются с количественным и порядковым счётом в процессе построений. Например, дети строятся в две, три колонны, расходятся парами направо и налево, образуют круги.  Круги могут находиться внутри другого общего круга, один может двигаться налево, другой направо; марш по залу (прямоугольнику, подчеркивая на поворотах углы), бегут «по кругу», «в рассыпную», «змейкой» и т.д.).  При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве: правая и левая сторона, повороты полукругом, кругом и т.д.  В различных подвижных играх также широко используются умения детей ориентироваться во времени и пространстве. В разнообразных сюжетно-ролевых играх также закрепляются пространственные, количественные и временные представления детей.  Например, организуя сюжетно-ролевую игру «Супермаркет», «Кафе» или «Аптека» дети считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры), используют денежные купюры, проводят манипуляции с ними.  В игре «Ателье» предлагая ткани, ленты к эскизам одежды они отмеряют их на глаз или условной меркой.  Целесообразно научить детей пользоваться песочными часами для того, чтобы дети могли следить за временем.  Математические соревнования ценны для развития нравственно - волевых качеств: настойчивости в достижении цели, самостоятельности, активности, находчивости, справедливости при оценке результатов конкурса, доброжелательности, смелости, объективной самооценки. Основой служит разнообразный занимательный материал: загадки, считалки, дидактические и подвижные игры, упражнения с предметами и игрушками, словесные игры, задачи-стишки, задачи-шутки, рассказы, фрагменты сказок, музыки, песен.  Нужно обратить внимание родителей на то, что знания, которые дети получают в детском саду необходимо закреплять и дома, в повседневной жизни. Например, пока готовится обед, можно предложить ребёнку подобрать крышки к кастрюлям, банкам и посчитать, чего больше: крышек или банок, кастрюль или крышек, спросить, где, по его мнению, больше воды: в чайнике или в кастрюле, чашке или бокале?  Для развития мелкой моторики детей, можно нанизывать бусинки на нитку и посчитать их количество, запускать волчка то левой, то правой рукой.  По дороге с ребёнком из детского сада домой рекомендуется обращать внимание на то, какие изменения произошли вокруг за ближайшие дни (например, убрали скамейку возле дома, построили новый дом), на изменения в природе: больше пасмурных дней, солнца не видно, листьев на деревьях с каждым днём становиться всё меньше, уточнять какое сегодня число, месяц.  По дороге домой следует обращать внимание детей на то, что цифры можно увидеть везде: на автобусах, номерах домов, машин, квартир, на то, что номера домов идут не по порядку (чётные и нечётные), выяснить вместе с ребёнком, где именно встречаются многозначные числа (в телефонных номерах, номерах домов).  Следует рассмотреть с ребёнком разные часы в доме, сравнить их, обсудить, чем похожи, чем отличаются; если в доме есть старые часы, разрешить ребёнку разобрать их, посмотреть, что находиться внутри. Обратить внимание на то, в какое время ребёнок просыпается, идёт в детский сад, ложится спать; за сколько минут он убирает постель, одевается, спросить, что можно успеть сделать за три, пять минут. Отмечать в календаре знаменательные и памятные даты, дни рождения членов семьи, следить за их приближением.  Такая форма образовательного процесса помогает ребёнку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.

 

Независимая оценка

 Анкета для опроса в

образовательных организациях

ЗАТО Солнечного

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?