Обучение детей в детском саду – область, в которой педагоги всегда испытывают трудности. В детском саду получение новых знаний должно быть игрой, своеобразным поиском, открытием, которое совершает ребенок. А идея ровесничества подразумевает максимальное взаимодействие детей друг с другом. Взрослые начинают выступать лишь наставниками-наблюдателями. В результате ребенок не только начинает любить учиться, но и завоевывает авторитет и уважение сверстников. Ровесничество — это ощущение себя равным в отношениях со сверстниками. Это непередаваемое чувство единения, братства в среде людей, составляющих единое поколение. Потребность в ровесничестве появляется у детей, как правило, во второе пятилетие жизни, и взрослые могут помочь ее реализовать, применяя принципы ровеснического образования, то есть через работу организованных групп ровесников, в которых дети самостоятельно получают знания, обсуждают задания, работают вместе над проектами и находят точки соприкосновения через обсуждаемые темы. В своей работе мы должны опираться на представление о том, что дети старшего дошкольного возраста способны вырабатывать новую социальную культурную норму, именуемую ровесничеством. Ровесничество – это категория, требующая признать исходным условием то, что дети могут жить своей собственной жизнью, иметь свои собственные игры и считалки, передаваемые от одного детского поколения другому; свои секретики, иметь общие интересы к чтению, рукописным буквам и словам, математическим закономерностям, к природе, таинственность которой понятна детям. Цель ровесничества заключается в создании такой социокультурной среды для взаимодействия детей, в которой строятся коллективные, ровеснические отношения, чтобы каждый дошкольник мог полно и разносторонне реализовать свои способности и стремления. При внедрении технологии РОВЕСНИЧЕСТВА, предполагается взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного возраста с целью их первичной социализации. В настоящее время актуальна для изучения проблема взаимоотношений детей разного возраста. Для успешной социализации ребенку важно научиться строить взаимоотношения с ребятами, которые младше и старше его. Разновозрастное детское сообщество развивается в совместных играх, прогулках, утренних гимнастиках и т.д. Традиция разновозрастного взаимодействия в детском сообществе: становясь старше ребята шефствуют над малышами и продолжают делиться своим опытом. В настоящее время осуществляется поиск новых возможностей по использованию нетрадиционных форм работы с детьми. Успешным должен быть каждый ребенок. Он может проявлять себя и раскрывать свой потенциал в любой из образовательных областей. Социально-личностное развитие- это важнейший фактор формирования личности. Разновозрастное сообщество детей это среда для развития любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости детей, овладения средствами общения и способами взаимодействия с окружающими. Для данной технологии необходимо:
- создавать условия для приятельских взаимоотношений между детьми; - способствовать развитию у детей активной позиции самостоятельности и любознательности; - научить детей общаться. обеспечивать каждому ребёнку чувство комфорта, радости от общения с другими детьми. - объединять детей в совместной деятельности на основе совпадения их интересов, тяготения друг к другу. - сделать образовательный процесс более интересным и увлекательным для детей. Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает на развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников. Это возможно при особой организации детей в образовательном процессе, а именно при использовании парной и подгрупповой работы. Умение взаимодействовать в паре - одно из важнейших. Системообразующим фактором в работе в парах является умение договариваться о предмете и способе деятельности, другими словами «Что делать?» и «Как делать?». Это умение формируется в течение всего дошкольного детства Эта технология даёт уникальную возможность с одной стороны, проявлять творчество и инициативу, с другой – выполнять общие правила и договариваться для получения хорошего результата. Воспитателю необходимо найти такой способ общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Подобное происходит, когда на занятиях соблюдаются следующие правила: Первое правило - используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». При работе детей в группах (по 5-6 человек) ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован на учебную деятельность. Второе правило - обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен; что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д. Третье правило: смена темпа и ритма. Для того чтобы развить у воспитанников умение контролировать и корректировать свои действия и действия партнеров нужно учить детей действовать в определённом темпе и ритме. А менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов и счета. Тогда у детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности. Четвёртое правило - смена лидерства. Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться, поэтому каждый ребенок может побывать в роли лидера, а значит научиться таким коммуникативным универсальным учебным действиям. Совместная детская деятельность, будь то образовательная или игровая деятельность в микрогруппах способствует формированию и проявлению таких личностных качеств: - как стремление помочь друг другу; - потребность поддержать друга; - сопереживать товарищам; - терпеливо следить за ходом общего дела; - прислушиваться к мыслям, мнениям товарищей; - радоваться успехам других. Таким образом, социальная норма быть ровесником позволяет всем детям осваивать любую программу детского сада. А содержание работы самого детского сада заключается в создании условий для возникновения этого нового состояния - ровесничества. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, благоприятных эмоциональных условий для сравнения своих знаний, умений, возможностей с возможностями, знаниями умениями своего друга. Ровесничество учит дошкольников общаться, сострадать, помогать в беде не только друг другу, но и взрослым. Одной фразой - воспитывает людей 21 века!