Бозгалова Ольга Ивановна
Морозова Ирина Борисовна
Матурина Олеся Владимировна
Для маленького человека рисунок – не просто изображение, это его маленький волшебный мир, где он проживает настоящие эмоции, воспроизводит различные ситуации, учится обыгрывать их и находить решение. В этом чудесном мире легко исправить ошибку, изменить неприятное, улучшить то, что не получалось. Поэтому рисование крупой создает положительный эмоциональный настрой, приносит радость, снимает напряжение и агрессию. Это особенно важно для раздражительных, нервозных, тревожных детей. Так же рисование манкой помогает ребёнку тренировать мелкую моторику пальчиков, что благотворно влияет на будущее развитие (легче даётся письмо). Ещё у малыша проявляются фантазия, богатое воображение, речь. При помощи такого занятия дети становятся более усидчивыми. Манка – это не только вкусная каша, но и полезная крупа для развития мелкой моторики и сенсорики. Её очень удобно использовать на занятиях, в свободное от занятий время, так как в некоторых случаях она может заменить игру с песком, так как по текстуре очень похожа на него. Простой, подходящий для детей раннего возраста способ – рисование с детьми на поверхности манки. Необходимо взять большой поднос или противень, насыпать манку и предложить ребенку рисовать вместе с вами. Проводя по шершавой поверхности пальчиками можно изображать что угодно – цветы, солнышко, домики, животных и т. д. В процессе стимулируется речевое развитие ребенка. Рисование сразу двумя руками развивает межполушарную асимметрию, то есть взаимодействие правого и левого полушарий мозга. Когда наши полушария «дружат», мы становимся быстрее и сообразительнее. Заниматься этим важно с раннего возраста, когда головной мозг в активной стадии развития. Использование манки в качестве материала для игр позволяет не только насыщать сенсорный голод, но также стимулировать активные центры на кончиках пальцев и ладонях. Уважаемые родители , очень советую рисовать с детьми дома. Варианты рисования на манке:
Рисуем силуэты животных. (Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных).
«Дорожка для машины»( Развитие зрительного восприятия пространства).
«Чьи следы?» ( Развитие фантазии и воображения ребенка).
Геометрические фигуры. (Закрепление знаний детей о геометрических формах - круг, квадрат, треугольник).
Не забывайте хвалить и подбадривать маленьких художников. Не критикуйте, если что-то не получается, ведь это всего лишь игра. Не стремитесь навязать ребенку процесс рисования, а попытайтесь увлечь его этим видом деятельности. Помните высказывание мудреца: «Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Восхищайтесь малышами и помните, что совместные занятия в атмосфере взаимного доброжелательного общения позволят им развиваться полноценно.
Важнейшим компонентом игрушек и игр является их развивающая и образовательная часть. Играя, ребенок обучается взаимодействовать с предметами, объектами живой и неживой природы. И важно, чтобы этот процесс был увлекательным, побуждающим ребенка к активности и развитию интереса, любознательности. Уже в возрасте двух-трех лет ребенок проявляет интерес к красочным картинкам животных, птиц, насекомых, машинок, поездов, самолетов и прочего, что окружает его. Игрушки малыша становятся более разнообразными, и он уже может играть с картинками как с объектами. Дети очень любят собирать воедино картинки из разных частей, — пазлов. Это могут быть пазлы - кубики, деревянные пазлы, которые вставляются в специальные доски, картонные пазлы, книжки - пазлы с тематическими звуковыми эффектами, сопровождающими картинку и прочее. Такие игрушки развивают ребенка , мелкую моторику, интеллект. Ребенок осваивает соотношение форм, цветов, размеров. Польза пазлов для детей состоит в том, что они:
•Развивают мелкую моторику рук и координацию движений. Пазл состоит из мелких деталей. Ребенку приходится соотносить части предметов. Он должен уметь удерживать маленькие частицы картинки в руках и правильно их вставлять. Движения ребенка становятся точными, а затем и осмысленными. Развитая таким образом ориентация в пространстве и точная координация рук даст возможность ребенку быстро овладеть письмом. У него не будет проблем с речью и почерком.
•Тренируют способность увидеть задание с разных сторон, принимать сложные решения.
•Развивают логическое мышление, воображение.
•Развивают пространственное мышление.
•Развивают фантазию.
•Развивают внимание.
•Развивают память. Ребенок образно представляет то, что должно получиться. Во время сборки пазла он постоянно удерживает этот образ в своей памяти.
•Учат самостоятельно принимать решения, искать ответ без помощи взрослых. Полная свобода действий помогает поверить ребенка в свои силы, развивает самостоятельность. В будущем ребенку будет легче принимать решения самостоятельно. Как интересно наблюдать за крохой, собирающим картинку из цветных кусочков! Он весь — сама серьезность. Малыш рассуждает: «Это сюда? Нет! А это подходит? Нет! Это хвостик? Да! Куда поставить хвостик?» Наконец, все получилось. Столько радости в этой крошечной победе, столько гордости собой... Возраст ребёнка до трёх лет самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребёнком. Участие малышей в дидактических играх облегчит им дальнейшее обучение на занятиях в детском саду и подготовит к умственной работе, необходимой для, систематического обучения к школе.
«Капризы и упрямство воспитанников раннего возраста»
«Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей»
(В. А. Сухомлинский).
Упрямство и капризы у воспитанников раннего возраста явление нередкое. Бывают жалобы только на упрямство, либо только на капризы, а бывает и на то и другое. Они могут чередоваться у ребёнка в раннем возрасте. Упрямство - один из самых распространенных видов детских капризов. Дети используют его как средство разрешения конфликтов и противоречий между родителями и детьми, своеобразный способ самоутверждения в глазах взрослых и сверстников. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:
В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому «стоит на своём». Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в раннем возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности. Каприз – это форма выражения детских желаний или способ завоевания им прав и свобод.
Причины капризов:
- Особенности психического развития ребенка: в своем развитии ребенок проходит определенные стадии, так называемые возрасты капризов, связанные с естественным стремлением к самоутверждению и независимости.
- Смена обстановки.
- Недостаток родительской любви — пожалуй, главная причина бесконечных и беспричинных капризов и непослушания. Ребенок хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, любви.
- Особенно часто капризы по этой причине встречаются у тех детей, которые окружены излишней заботой и вниманием.
- Ребенок может капризничать, если его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь дети не могут чувствовать так, как чувствуют взрослые, что происходит в организме.
- Самоутверждение. Ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным.
- Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
- Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
- Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
- В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей чаще, чем обычно.
- Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Советы родителям по преодолению упрямства и капризности ребенка:
- Постарайтесь понять поведение своего ребенка. Ведь если однажды это было можно, значит можно всегда, именно так считает ребенок.
- Обучая ребенка элементарным правилам поведения, мы добиваемся послушания, но малышу трудно удержаться от того, что он хочет сделать или взять. А злоупотребляя запретами мы ставим ребенка в трудное положение. И если вы что-то запрещаете, то это должно быть запрещено всегда. Все члены семьи должны это соблюдать. Особенно, когда этот запрет касается обеспечения безопасности жизни ребенка. Например, прикасаться к ручкам газовой или электрической плиты, домашних электроприборов, розеток и т. д.
- Соблюдение режима дня приучает ребенка выполнять указания взрослых. Он привыкает к тому, что надо идти спать, надо одеваться, надо кушать, воспринимая это как должное. Ребенок усваивает слово - надо. Затем уже и в других случаях, начинает выполнять все то, что надо сделать. Режим дня оказывается вашим союзником, ведь не вы говорите, что пора обедать, а часы показывают время обеда. Обижаться не на кого: надо учиться убирать свои игрушки, надо учиться самому одеваться, надо научиться ждать, когда мама занята. Это все надо.
- Для того, чтобы ребенок выполнял все ваши требования, необходимо, чтобы они были обоснованы и понятны ему. Требуя, чтобы ребенок что-то сделал, обязательно проследите за выполнением, только тогда у него войдет в привычку считаться с вашими требованиями и выполнять их.
- Не приходится ждать от ребенка послушания тогда, когда вы, в зависимости от настроения, то заставляете ребенка есть самостоятельно, то кормите его сами, то разрешаете спать с игрушкой, то запрещаете. Из-за непоследовательности или несогласованности взрослых у ребенка может возникнуть упрямство, нервозность, раздражительность и непослушание.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
Нельзя хвалить за то, что:
- Достигнуто не своим трудом.
- Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
- Из жалости или желания понравиться.
Надо хвалить:
- За поступок, за свершившееся действие.
- Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения. очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
- Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).
- Нельзя наказывать и ругать когда:
-Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
- Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
- Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
- После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
- Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
- Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны. когда вы сами не в себе.
Правила наказания:
- наказание не должно вредить здоровью.
- если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
- за один проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
- лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
- надо наказывать и вскоре прощать.
- если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
- ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
С раннего детства человек знакомится с книгой. Книги будут сопровождать его всю жизнь. Они будут его постоянными спутниками, помогут разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы. Значение книги в жизни человека сложно недооценить. Первое знакомство начинается со сказок и маленьких шуточных стишков. Таким образом, первое и очень важное знакомство с книгами происходит у человека в раннем возрасте. Мы привыкли к тому, что книга – это вид печатной продукции, состоящий из бумажных страниц, скреплённых между собой методом брошюровки. Такого плана периодичные издания мы приобретаем для себя и наших детей, чтобы скрасить досуг и получить полезную информацию на интересующую нас тему. Для ребят каждая новая книга – это способ ещё больше узнать об окружающем мире, попасть в мир сказки, пофантазировать вместе с героями удивительных истории, переместиться в прошлое и попасть в будущее. А знаете ли вы, что для малышей существуют книжечки, сделанные из необычного материала? Среди них большой популярностью пользуются развивающие книжки из ткани. Их ещё принято называть мягкими или тактильными книгами. Когда я решила сделать своими руками развивающую книжку для детей своей группы в детском саду, я начала искать разные идеи, и даже не подозревала, что их может оказаться так много! Чудо-книжка получилась наглядной и эффективной. Мягкая на ощупь, яркая в оформлении, содержит страницы с объемными изображениями, что не оставляет малышей равнодушными. «Чудо- книжка» выполнена из тканей различной фактуры. Состоит из нескольких страниц. Страницы книги – двойной материал с прослойкой синтепона. Сшиваются страницы вместе, образуя обычную книжку, необычна она лишь тем, что все в ней из ткани и различной бижутерии (бусины, пуговицы, молнии, застежки, шнурки, липучки, аппликации ). А потому легко стирается и не рвется. В книжке различные задания для развития мелкой моторики рук. Ведь это так интересно завязывать бантики, застегивать замочки . Такая развивающая книга для малышей выполняет свои основные функции:
• Помогает привыкнуть к книгам.
• Развивает образное мышление.
• Тренирует мелкую моторику.
• Стимулирует к творчеству.
• Способствует взаимопониманию.
Родителям я предлагаю дома сделать книги своими руками на примере моей книги . Такая книжка действует на развитие дошколят благотворно и комплексно, а еще становится одной из любимых игрушек, потому что неповторима и сделана руками любящих людей. Ни одна типографская книжка, даже самая дорогая и красивая, купленная в модном магазине игрушек, не доставит этих ощущений. Поэтому найдите время и вдохновение, чтобы сделать чудо-книжку своими руками, она обязательно станет любимой для детей.
Новый год самый любимый, добрый, сказочный праздник, которого ждёт каждый ребёнок. Новый год - всегда ожидание чуда, волшебных превращений, приключений. 29 декабря в нашей группе «Капитошки» прошёл самый первый новогодний утренник. Малыши пришли нарядные. Все закружились в новогоднем хороводе. Малыши веселились у нарядной ёлочки с добрым Дедушкой Морозом, красавицей Снегурочкой, шустрым Зайчонком и Медвежонком. Они водили с ними хороводы и играли в снежки. Малыши с Дедушкой Морозом поиграли в волшебную игру «Заморожу носик, щёчки, ушки! ».. Со Снегурочкой малыши в красивых костюмах закружились в лёгком танце у новогодней ёлки. Вместе с зайчиком медвежонком наши маленькие малыши отплясывали весёлый танец. Дедушка Мороз в конце праздника всем подарил подарки. Утренник прошёл в теплой сказочной атмосфере.
Выставки совместного творчества родителей и детей являются эффективной формой взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Благодаря таким мероприятиям, родители учатся организовывать совместный досуг со своим ребёнком и больше времени уделяют его творческому развитию. При создании конкурсной работы у детей развиваются художественный вкус, конструктивные способности, воображение, знания о материалах, из которых они готовят экспонат для выставки. Ребёнок чувствует свою значимость в процессе совместной работы, гордость за своих родителей, а папы и мамы – ответственность, так как не могут подвести своего малыша, оставив без внимания организованную выставку в группе детского сада , которую посещает их ребёнок. К сожалению, в последнее время, в силу известных социальных и экономических причин, работа родителей стала отнимать практически всё их время и силы. Заниматься со своими детьми катастрофически некогда не только родителям, но и бабушкам и дедушкам, которые тоже много работают. По данным статистики,в среднем родители проводят с детьми не более 2-3 часов в день. Тотальная занятость своими проблемами, работа, быт отнимают всё время и силы родителей. Всё это приводит к отчуждению детей и взрослых. Это, как правило, ведёт к дефициту родительского тепла, к снижению интеллекта, аномалиям социального поведения, сильному нервному напряжению, уязвимости и даже агрессивности.Одной из таких результативных форм вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс, является создание выставок совместных творческих работ детей и родителей ,как досуговая форма организации взаимодействия семьи и ДОУ. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса. Творческие выставки детских работ с родителями дают возможность сблизить в совместном творчестве всю семью, развивают творческие и познавательные способности детей, а родителей отвлекают от будничных дел и проблем, возвращают в детство. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Такая форма детско-родительского взаимодействия так же способствует проявлению самостоятельности и самовыражению ребёнка. Проведение выставок стало доброй традицией в нашем детском саду. Значение выставок очень велико, именно здесь мы можем увидеть кропотливую работу талантливого малыша и его родителей. В нашей группе была организована творческая семейная выставка новогодних поделок «Зимняя сказка». Все очень старались. Поделки были выполнены в различных техниках. Родители отложили предновогодние хлопоты и в очередной раз поразили всех своей фантазией и мастерством! Посетив выставку, можно познакомиться с интересными экспозициями. Вся семья Ромы С. принимала участие в изготовлении снеговиков. Мама Максима К . оформила зимний сказочный лес, в котором происходят необыкновенные чудеса. Семья Зарины изготовила символ наступающего 2023 года – Кролика. Мамы Веры и Ромы К. принесли ёлочки – красавицы, которые деткам очень нравятся . Родители Ярославы создали необыкновенный зимний пейзаж из прутиков и ваты. Большое спасибо родителям и детям за такую прекрасную «Зимнюю сказку».