Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики деятельности, ставит и решает проблемные ситуации. В своей практике по развитию и поддержке детской инициативы использую методику «Линейного календаря». Благодаря ему, у детей старшего дошкольного возраста быстрее формируется представление о времени, он помогает детям осознать последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения. Также методика используется для формирования у детей навыков счета и формирования математических и логических представлений. Знание календаря облегчает детям ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определённому плану, связанному с днями недели. Дети заранее узнают о праздниках и днях рождения своих друзей. Методика подходит для детей 3+ лет. В этом возрасте дети начинают понимать пространственные отношения между предметами, мыслить с помощью образов и формировать первые ассоциативные связи. Опираясь на понятия и события, уже знакомые ребенку, можно познакомить его с новыми, более сложными сущностями. Ребёнок осваивает понятие последовательности чисел, порядковый и количественный счёт. В пять лет он уже начинает применять простые арифметические операции — сложение и вычитание. Обучение проходит в процессе игры, поэтому понимание этих операций наступает раньше и гораздо глубже, чем при их заучивании. За три года работы с линейным календарем я изучила много методик его создания и разработала свой вариант календаря. Линейный календарь создается из доступных материалов (ватман или обои, белая и цветная бумага, фломастеры, карандаши, восковые мелки, наклейки, скотч и т. д.) . Также, для красочности и лучшего восприятия времени года и месяца, я на календарь наклеиваю картинки, соответствующие данному месяцу. Отдельно сверху календаря располагаю картинку с названием времени года, она не меняется 3 месяца, а на сам календарь наклеиваю картинку с названием месяца. Даже, если дети не умеют читать, по картинкам они смогут определить время года и месяц, запомнить зрительно надпись. Дальше я печатаю на листах «недели». Для лучшего восприятия дней недели, цифры в «Линейном календаре» двух цветов: синие – будние дни, красные – праздничные и выходные. На этом этапе уже идет отличие календаря для младшего дошкольного возраста и старшего. Дети младшего возраста ещё не умеют считать до 30, но многие уже знают числа и счет до 5 и 7. Поэтому я сделала для них календарь в упрощённой форме. Цифра на недельном календаре обозначает день недели по счету (повторяем порядковый счет). Дошкольники очень быстро понимают, сколько дней им осталось ходить в детский сад до наступления выходных. Дети вместе со мной повторяют числа, останавливаясь на соответствующем сегодняшнему дню, называя все числа, показываю на соответствующую клеточку и, дойдя до сегодняшнего числа, зачеркиваю его. Дни недели я зачеркиваю сама, каждое утро, во время утреннего круга, так как в этом возрасте у ребят очень велик соблазн перечеркнуть сразу все числа. Картинки обозначают, какое занятие будет в этот день, и уже через пару недель, они сами определяют в какую форму им переодеваться. Выходные дни я обозначаю картинкой домик. Когда дети усвоили эту форму календаря, я ее чуть усложняю. Добавляется внизу еще одна строка. На нее я наклеиваю картинки с изображением праздников и фотографии именинников. Это самая любимая часть детей в работе с Линейным календарем. Дети ждут эти праздники, готовятся к ним. Работа с Линейным календарем, как правило, проходит каждый день по несколько минут. Это позволяет ненавязчиво, регулярно и стабильно формировать соответствующие навыки и представления, стимулировать инициативу и самостоятельность. В будущем Линейный календарь поможет: 1.Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости.2.Научить детей правильно применять термины, обозначающие единицы времени: день, неделя, месяц, год.3.Сформировать представления о последовательности дней недели, очередности месяцев, времен года.4. Сформировать у детей понимание и правильное употребление слов, которыми обозначается порядок протекания явлений и действий во времени: вчера, сегодня, завтра, прошлое, настоящее, будущее.5.Развить навыки счета, математических и логических представлений.6. Повысить коммуникативные навыки.7. Расширению представления об окружающем мире. Рекомендую родителям использовать дома такой новый формат ведения календаря совместно с ребенком.