Хочу начать свою статью с Китайской пословицы: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Сухомлинский В. А.
Дети раннего возраста – природные исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действия, переживания.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно – исследовательская деятель- ность!
Одной из актуальных проблем педагогики является развитие познавательных интересов дошкольников, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному.
Возможно ли организация исследовательской деятельности сдетьми младшего дошкольного возраста? Да! Для детей раннего возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Так как познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Для того чтобы игры-экспериментирования успешно осуществлялись в нашей группе «Гномики», мы постарались создать соответствующую предметно-пространственную среду.
В которой главное место отвели центру экспериментирования. В процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки,) нет, что снег холодный, в тепле он тает и появляется водичка.
С большим интересом дети наблюдали за тем, что водичку можно «покрасить», они с удовольствием окрашивали воду разными цветами.
В процессе работы знакомили детей со свойствами и качествами такого материала как камень: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Из камней можно делать постройки; так же знакомим детей с такими крупами, как - горох и фасоль (игра «Перебери фасоль и горох»).
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
Мир детей – это очень удивительный мир, это мир почемучек. Наши малыши самые активные, самые любознательные детки.
«Как животных в мире много
Грозных, добрых и смешных.
Все идут своей дорогой,
Кто с людьми, а кто без них…»
В течении недели дети нашей группы «Гномики» знакомились с жизнью лесных животных. Рассматривали картинки с изображением жителей леса,книги с изображением диких животных, смотрели презентацию «дикие животные». Слушали сказки «Теремок», «Колобок», с удовольствием слушали рассказы, стихи о животных. Смотрели настольный театр по сказке «Теремок». В течение недели ребята играли в подвижные игры «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору» «Лиса и зайцы», «Зайцы и волк». Водили хоровод «Мы на луг ходили». Играли в дидактические игры «Найди маму», «Кто что любит»,«Кто где живет?»и т.д...Дети узнали много о жизни лисы, зайца, волка, ежа, белки, медведя. Они учились отличать по внешнему виду животных, имитировать их движения, называть, где живут звери: лиса в норе, белка в дупле, медведь в берлоге, заяц под кустом и т.д.
На протяжении работы по этой теме дети выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Колючий шарик», «На лужок пришли зайчата», «У кого какая шуба?» и др.
В творческой мастерской дети лепили, рисовали.
Итоговым мероприятием недели был показ сказки «Колобок» (театр Би-Ба-Бо),в котором приняли участие родители группы.
Воспитанники развивали познавательный интерес и любознательность; воспитывали умение сопереживать и эмоционально — доброжелательно относиться к живым объектам.
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Ребята с огромным желанием осваивают игровой материал по сенсорному воспитанию. Особый интерес у детей вызвали такие игры, как «Шнуровки», «Мозаика», «Подбери цвет», «Веселые прищепки». Эти игры служат хорошим помощником в развитии мелкой моторики, зрительного восприятия, тактильных ощущений, малыши учатся обследовать предметы, выделяя цвет, величину, форму, проявляя при этом усидчивость и самостоятельность.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
«Игра-это один из видов деятельности детей, заключающейся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними…Одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания» - такое определение даётся в Российской педагогической энциклопедии.
Дети группы раннего возраста характеризуются как период развития сюжетно- отобразительной игры, которая предшествует сюжетно- ролевой игре.
Дети познают мир «играя», т. е. в играх они отражают то, что видят каждодневно; и этот период в игре можно уверенно назвать сюжетно- отобразительной игрой.По мере развития игровых умений становятся более разнообразные игровые действия и способы употребления предметов- заменителей, которые ребенок использует в играх, передавая в них поведения окружающих его людей.
Малыши часто в играх действуют подражательно, но его действия существуют в рамках определенной роли: мамы, шофера, доктора.
Отдельные игровые действия (кормление куклы, укладывание спать) объединяются в единую сюжетную линию (кормить, укладывать спать). В начале игровые действия происходят хаотично: ребенок может сначала уложить спать, потом снова кормить её.
С приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика (кормить- укладывать спать, затем цепочка становится более продолжительной (готовить обед- кормить- укладывать спать); обогащается содержание игры (готовить обед для куклы и её подружек, самостоятельно сервировать стол - кормить кукол- укладывать спать под колыбельную).
Основнойзадачей педагога является формирование у детей группы раннего возраста игровых умений и навыков, способствующих самостоятельной сюжетной игре.
Игра носит развивающий характер. Взрослые организуют игру по принципу решения игровых задач. Задачи в игре могут быть поставлены прямо: «Уложи куклу спать», или могут быть сформированы в косвенной форме: «Кукла хочет спать», «Кукла устала».
Взрослые тщательно продумывают ряд постепенно усложняющих игровых задач, которые он будет решать в совместной игре. Для этого он заранее предусматривает наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу.
Для развития у ребенка умения планировать свои действия воспитатель должен грамотно ставить вопросы, побуждающие к простейшим замыслам: «Куда едет твоя машина?», «Что кукла будет делать, когда поспит?» и другие, т. е. создает игровую ситуацию. «Не слишком ли горячий суп у твоей куклы», «У твоего зайчика красное горлышко?»
Тематика сюжетно- ролевых игр в группе раннего возраста очень разнообразная. Она подразделяется на:
Игры с машинами и другим транспортом;
Игры в больницу;
Игры в магазин;
Игры с куклами;
Игры со стройматериалом;
Игры в парикмахерскуюи другие игры.
Эти игры более доступны для понимания детей раннего возраста.
В играх- ситуациях предоставлен сюжет, который можно использовать, вариативно применяя методы педагогического руководства в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой воспитатель.
Игры с куклами -Знакомство с куклами, кормление кукол, купание, укладывание кукол спать, куклы на прогулке, обед для кукол, кукла заболела и т. д.
Игры в магазин - Булочная (хлебный магазин),Овощной магазин (палатка),магазин одежды, обувной магазин, мебельный магазин и другие.
Игры в больницу-Прием в кабинете врача (доктора), работапроцедурногокабинета, аптека.
Игры со стройматериалом-Постройка помещений, постройка дорог,
постройка транспортных средств и другие.
В каждой игре можно создать игровую ситуацию, которая заинтересовала бы детей, дала возможность проявить себя в игре, примеряя в играх свои умения и знания. Главная задача педагога- научить ребенка играть.
Встречая наших новых малышей, мы создали все условия для игровой деятельности.Были созданы уголки для сюжетно- ролевых игр- это доступные для детей предметы- заменители для игр «Больницу», «Парикмахерскую», «Магазин», «Строителей», «Мастерская» и другие. Расположены они в группе в местах, доступных для детей.