Хочу начать свою статью с Китайской пословицы: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Сухомлинский В. А.
Дети раннего возраста – природные исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действия, переживания.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно – исследовательская деятель- ность!
Одной из актуальных проблем педагогики является развитие познавательных интересов дошкольников, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному.
Возможно ли организация исследовательской деятельности сдетьми младшего дошкольного возраста? Да! Для детей раннего возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Так как познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Для того чтобы игры-экспериментирования успешно осуществлялись в нашей группе «Гномики», мы постарались создать соответствующую предметно-пространственную среду.
В которой главное место отвели центру экспериментирования. В процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки,) нет, что снег холодный, в тепле он тает и появляется водичка.
С большим интересом дети наблюдали за тем, что водичку можно «покрасить», они с удовольствием окрашивали воду разными цветами.
В процессе работы знакомили детей со свойствами и качествами такого материала как камень: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Из камней можно делать постройки; так же знакомим детей с такими крупами, как - горох и фасоль (игра «Перебери фасоль и горох»).
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
Мир детей – это очень удивительный мир, это мир почемучек. Наши малыши самые активные, самые любознательные детки.