Адаптация - это сложный период для ребенка, когда он, из спокойной попадает в более шумную обстановку, где его встречают совсем не знакомые ему люди. Попадая в детский сад, у ребёнка появляется страх, возбудимость, плаксивость. В детском саду приучают к определённой дисциплине, когда дома можно было всё - захотел ребёнок покушал, захотел погулял и т.д., а тут попадая в группу детей надо соблюдать режим дня. Ребёнок не понимает, что происходит вокруг него, он начинает впадать в истерику, почему мама уходит, оставляя с незнакомой тётей, всё это вызывает у ребёнка стресс.
В это время может снижаться аппетит, иногда вплоть до полного отказа от пищи. Может проявиться невротическая рвота во время еды. Изменяется поведение: дома не отходят от мамы, плачут, капризничают, нарушается сон, могут жаловаться на боли в животе. Другие дома соглашаются идти в детский сад, но затем начинают плакать, с трудом расстаются.
Работая с детьми раннего возрастаменя каждый раз волнует, как помочь малышу перенести стресс, облегчить его страдания во время адаптации.
И чтобы процесс адаптации проходил успешно, нами был составлен план работы.
1. Создание условий в группе.
2. Взаимодействие с родителями.
3. Использование различных адаптационных методов и приемов.
4. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
Создание условий начали с изменениями оформления в приемной, группе, спальной комнате, сделав их более уютными и комфортными.
Новое оформление кабинок, с красочными картинками очень понравились детям, помогли быстро запомнить свой шкафчик, а в дальнейшем и кроватку.
Предметно - пространственная среда нашей группы включает в себя пространства для игры, конструирования, наблюдения, есть спортивный, музыкальный уголки, уголок экспериментирования: для игр с песком, водой; строительные наборы. Всё это делают развивающую среду особенно привлекательной для малышей.
Имеется большой подбор игрушек: куклы, коляски, машины, которые помогают справиться с напряженной ситуацией в период привыкания.Комплекты игрового и дидактического оборудования доступны, размещены так, чтобы малыш мог подойти и взять понравившуюся игрушку.При первом знакомстве нашей целью было расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о здоровье малыша, узнать привычки, как к нему обращаются дома, какие навыки и умения сформированы, умеет ли занять себя, соблюдается ли режим в семье.
Большую помощь нам в работе оказала информация, полученная с анкет, направленных на изучение условий жизни в семье, составе семьи, образования родителей, что позволило нам в дальнейшем определить тематику бесед, консультаций.
Заметили, что родители часто сами испытывают тревогу, поэтому прежде всего, старались успокоить взрослых, ведь дети чутко улавливают их настроение. Для этого приглашали осмотреть групповые помещения, показывали кроватку, игрушки, рассказывали, чем будут заниматься дети, во что играть. Обращали внимание на новые групповые информационные стенды, здесь родители могли найти любую интересующую их информацию, касающуюся режима дня, кормления, расписания НОД, советы и рекомендации, различные памятки, касающиеся адаптации, укрепления здоровья.
С каждым старались проводить индивидуальные консультации, беседы, как вести себя, как помочь своему малышу в трудный период привыкания к детскому саду.
Подробнее: «Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду»
Детский сад – второй наш дом,
Как тепло, уютно в нем.
Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете!
Воспитание у детей чувства дома по отношению к детскому саду мы считаем основной своей задачей. И для этого мы организуем не только работу с детьми, но и привлекаем к нашей жизни и родителей. Они наша главная опора и поддержка. Наша группа еще только формируется - дети присматриваются к педагогам, педагоги ищут подход к каждому малышу. Родители наблюдают за работой воспитателей. Мы учимся жить вместе.
Для этого мы, педагоги, решили начать с традиций. И первая наша традиция – совместные мероприятия детей и родителей. Для наших малышей и их мам, мы подготовили праздник «Новоселье». Гостей встречал хозяин – Гном, так как мы группа «Гномики». Он познакомил всех с уголками группы, отправившись в путешествие на паровозе. И на последней остановке «Подарочной» - родители вместе с детьми сделали из бумаги колпачки, как у Гнома. Праздник прошел в веселой, дружественной обстановке, зарядив всех хорошим настроением. Будем ждать с нетерпением следующей встречи!
Когда учебный год в детском саду подходит к концу, приходит время подвести итоги. У детей свои итоги, у педагогов свои, но главным завершающим учебный процесс элементом являются итоговые занятия в детском саду. Они позволяют обобщить полученные знания, умения и навыки, поставить логическую точку в процессе обучения. Кроме того, итоговые занятия в детском саду – это ещё и обязательный анализ и систематизация знаний. Занятия такого рода проводятся регулярно в конце каждого учебного года. Благодаря проведению итоговых занятий, педагог может иметь представление о степени сформированности у детей представлений по разным образовательным областям, планировать индивидуальный образовательный маршрут. Все занятия проходят в игровой форме. Вот и в нашей группе «Гномики» прошло итоговое занятие: «Путешествие с Зайчиком». К детям в гости приходил Зайчик, он был грустный, потому что ничего не знал и не умел. Дети, отправившись с Зайчиком в путешествие показали и рассказали ему всё то, чему они научились за год. Отправились дети в путешествие на автобусе, посетили магазин, где рассказали Зайчику, что там продаются «Вещи», «Игрушки», «Посуда», «Мебель». Играли в игру «Кто где живёт», показав Зайчику, что «Домашние животные» живут рядом с человеком, а «Дикие животные» в лесу. Игрой «Чей детёныш?» дети рассказали своему гостю, как называются детёныши животных. А попав в сад и на огород, дети показали Зайчику, что «Овощи» растут на грядке, а «Фрукты» в саду. В конце путешествия дети угостили Зайчика морковкой, слепив её из пластелина. Зайчику так понравилось путешествие и получать знания, что он угостил детей сладким подарком. Дети вернулись в детский сад получив море положительных эмоций от такого весёлого и познавательного путешествия.
Лето! Чудесная пора! Можно весь день гулять на свежем воздухе среди зеленой травы, цветов, радоваться солнцу, щебетанию птиц.
Лесная прогулка – одно из интересных летних занятий. Во время прогулки по лесу рассмотрите деревья и кустарники, найдите у них листья, цветки, сравните их. Наблюдайте с детьми за насекомыми, учите распознавать по внешнему виду съедобные и ядовитые грибы, наблюдать за насекомыми.
Познакомьте с народными приметами, загадками, поговорками, стихами о лете. Займитесь поисками необычных растений, соберите разный природный материал (шишки, желуди, веточки, красивые листочки). Природный материал можно использовать при изготовлении поделок, можно предложить игру «Волшебный мешочек» (в мешочек положить шишку, желудь, камушек, ребенок должен определить тот предмет, который попал ему в руку).
Гуляя по лесу или вблизи речки предложите ребенку послушать тишину, обратите внимание, что даже в тишине много разных звуков: где-то поют или порхают птицы, где-то шумят на ветру деревья, где-то слышен всплеск воды и т.п. Возле речки соберите камушки, а дома составьте коллекцию. Трогая поверхность камней, ребенок знакомится с гладкой или шероховатой поверхностью предметов, ощущает их тяжесть, определяет форму, цвет, величину.
Летом вся природа благоухает разноцветьем. Детям важно показать многообразие красивых цветущих растений, приучать к бережному обращению с ними. Очень важно вызвать у детей желание любоваться цветами, которые украшают нашу землю и дарят людям радость. Пусть ребенок выберет один – два цветочка, которые особенно ему понравятся. Назовите их, спросите, какого они цвета, большие или маленькие, сколько их (один, два…), понюхайте цветочки (если у ребенка нет аллергии на запахи).
Объясните детям, что деревья, кустарники, разные травы, цветы на клумбах придают нашему городу нарядный вид, а также они очищают воздух от пыли, придают особый аромат. Вот почему так важно беречь все растения, ухаживать за ними, сажать новые.
Лето дает больше возможностей для совместных занятий, что способствует установлению дружеских доверительных отношений с родителями. Сделайте так, чтобы лето запомнилось вашему ребенку. Найдите время, чтобы вместе покататься на велосипедах, порисовать на асфальте мелками, запустить воздушного змея, поудить рыбу, построить замки из песка, шалаш, устроить перестрелку из водяных пистолетов и т.д.
Также можно поиграть с ребенком в различные игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Познакомьте детей с русскими народными играми: «Горелки», «Чехарда». Вспомните игры, в которые играли сами в детстве: «Садовник», «Краски», «Жмурки». Ваш ребенок будет в восторге, а вы снова окажитесь в детстве. Отличное настроение обеспечено и вам, и вашему ребенку. Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Поиграйте с детьми в игры, развивающие мыслительную деятельность ребенка:
•«Наоборот» (ребенок в ответ на предложенное вами слово, должен назвать свое, противоположное по смыслу, например, утро – ночь и т.п.)
•«Четвертый лишний» (взрослый называет четыре предмета, три из которых связаны каким-либо признаком, а четвертый из другой категории, ребенок должен выделить лишний предмет и аргументировать свой ответ)
•«Съедобное – несъедобное» (при броске взрослым мяча, ребенок его ловит, если прозвучало только съедобное).
Лето для детей таит в себе богатые возможности, о которых можно только мечтать в иное время года. Летом нужно не просто гулять с ребенком, а сочетать игры и прогулки с ненавязчивым обучением. Ведь лето – это пора отдыха, увлечений и приключений!