Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
«Игра-это один из видов деятельности детей, заключающейся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними…Одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания» - такое определение даётся в Российской педагогической энциклопедии.
Дети группы раннего возраста характеризуются как период развития сюжетно- отобразительной игры, которая предшествует сюжетно- ролевой игре.
Дети познают мир «играя», т. е. в играх они отражают то, что видят каждодневно; и этот период в игре можно уверенно назвать сюжетно- отобразительной игрой.По мере развития игровых умений становятся более разнообразные игровые действия и способы употребления предметов- заменителей, которые ребенок использует в играх, передавая в них поведения окружающих его людей.
Малыши часто в играх действуют подражательно, но его действия существуют в рамках определенной роли: мамы, шофера, доктора.
Отдельные игровые действия (кормление куклы, укладывание спать) объединяются в единую сюжетную линию (кормить, укладывать спать). В начале игровые действия происходят хаотично: ребенок может сначала уложить спать, потом снова кормить её.
С приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика (кормить- укладывать спать, затем цепочка становится более продолжительной (готовить обед- кормить- укладывать спать); обогащается содержание игры (готовить обед для куклы и её подружек, самостоятельно сервировать стол - кормить кукол- укладывать спать под колыбельную).
Основнойзадачей педагога является формирование у детей группы раннего возраста игровых умений и навыков, способствующих самостоятельной сюжетной игре.
Игра носит развивающий характер. Взрослые организуют игру по принципу решения игровых задач. Задачи в игре могут быть поставлены прямо: «Уложи куклу спать», или могут быть сформированы в косвенной форме: «Кукла хочет спать», «Кукла устала».
Взрослые тщательно продумывают ряд постепенно усложняющих игровых задач, которые он будет решать в совместной игре. Для этого он заранее предусматривает наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу.
Для развития у ребенка умения планировать свои действия воспитатель должен грамотно ставить вопросы, побуждающие к простейшим замыслам: «Куда едет твоя машина?», «Что кукла будет делать, когда поспит?» и другие, т. е. создает игровую ситуацию. «Не слишком ли горячий суп у твоей куклы», «У твоего зайчика красное горлышко?»
Тематика сюжетно- ролевых игр в группе раннего возраста очень разнообразная. Она подразделяется на:
Игры с машинами и другим транспортом;
Игры в больницу;
Игры в магазин;
Игры с куклами;
Игры со стройматериалом;
Игры в парикмахерскуюи другие игры.
Эти игры более доступны для понимания детей раннего возраста.
В играх- ситуациях предоставлен сюжет, который можно использовать, вариативно применяя методы педагогического руководства в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой воспитатель.
Игры с куклами -Знакомство с куклами, кормление кукол, купание, укладывание кукол спать, куклы на прогулке, обед для кукол, кукла заболела и т. д.
Игры в магазин - Булочная (хлебный магазин),Овощной магазин (палатка),магазин одежды, обувной магазин, мебельный магазин и другие.
Игры в больницу-Прием в кабинете врача (доктора), работапроцедурногокабинета, аптека.
Игры со стройматериалом-Постройка помещений, постройка дорог,
постройка транспортных средств и другие.
В каждой игре можно создать игровую ситуацию, которая заинтересовала бы детей, дала возможность проявить себя в игре, примеряя в играх свои умения и знания. Главная задача педагога- научить ребенка играть.
Встречая наших новых малышей, мы создали все условия для игровой деятельности.Были созданы уголки для сюжетно- ролевых игр- это доступные для детей предметы- заменители для игр «Больницу», «Парикмахерскую», «Магазин», «Строителей», «Мастерская» и другие. Расположены они в группе в местах, доступных для детей.