Ребенок-дошкольник как никто другой настроен на процесс познания, он хочет понять окружающий мир. Именно это внутреннее стремление к исследованию может порождать исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы общее развитие изначально происходило в процессе элементарной исследовательской деятельности. Поисковая деятельность – это совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе познавательной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, то есть в процессе познания окружающего мира. Эта деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей в процессе разрешения познавательных задач. В результате происходит не только открытие детьми новых знаний об окружающем мире, но и способов познания. Исследовательская практика ребенка – дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Проводя эксперименты ребята высказывают предположения, объясняют свои догадки, выдвигают любопытные гипотезы и приводят доказательства. Очень важно выслушать всех желающих, высказать свое мнение. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В группе «Любознайки» мы открыли лабораторию по проведению опытов и экспериментов. Начали с простых опытов с водой. Узнали, что вода не имеет формы, она течет, льется, у нее нет цвета, запаха, вкуса. Ее можно окрасить в разный цвет. На морозе вода превращается в лед. А какие же у льда свойства? Он твердый, прозрачный, холодный, блестящий, скользкий, хрупкий, можно его разбить.
Опыты вызвали живой интерес у детей, они познакомились с различными свойствами воды, получили элементарные знания о воде и ее состояниях. На следующих занятиях мы продолжим наши опыты с водой и узнаем много интересного.
В группе «Любознайки» прошла тематическая неделя на тему «Красавица зима». На всю неделю ставили цель - дать знания о живой и неживой природе зимой, воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. На протяжении всей недели расширяли представления о зимних природных явлениях через познавательно - исследовательскую деятельность. Ребята занесли в группу снег и увидели, что с ним стало в тепле. Мы с ними заморозили цветные льдинки и исследовали лед: он прозрачный, гладкий, скользящий, в тепле тает и превращается в воду. Мы познакомились с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий). Когда на улице трещат морозы, мы не ходим на прогулку. Уточнили и расширили знания детей об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Ребятам рассказали о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни. А они вспомнили о том, что каждую прогулку мы кормим птиц семечками, синиц – несоленым салом. Ребятам стало понятно, что всегда существует связь между живой и неживой природой. Что с приходом холодов замерзают водоемы, спят растения и некоторые звери, насекомые. Во время прогулки мы с ребятами собирали снег для будущей горки. И, хотя снега пока еще немного, мы очень надеемся, что зима подарит нам снег и горку мы сделаем. Ребята выучили стихи и поговорки о зиме. Мы с ними рисовали снегирей и синичек – зимующих птиц. Для украшения группы из бумаги делали красивые снежинки. С помощью раскрасок сделали газету «Зима красавица». В группе была организована выставка творческих работ детей; систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима» в речевом уголке группы. Разработаны рекомендации для родителей о безопасном поведении на природе в зимнее время года.
В подготовительной группе «Любознайки» прошла тематическая неделя «Дикие животные и птицы. Красная книга (региональный компонент)». Нашей целью было расширять представления детей о многообразии животного мира, закрепить знания о животных родного края, расширить представления о взаимосвязях животных со средой обитания.
Мы создавали условия для развития познавательных и творческих способностей детей, формировали целостное представление о диких животных, их характерных отличительных способностях, закрепили понятие «дикое животное».
В течении недели познакомили детей с повадками, особенностями поведения диких животных нашего края, их пользе для природы.
Расширили, обогатили и активизировали словарь по теме.
Упражняли детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных, закрепили умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, развивали связную речь, мышление, составляя по мнемо таблице рассказы о животных.
Воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных. Ребята из презентации узнали о Красной книге Красноярского края, о том, какие животные туда занесены, что книга состоит из цветных страниц: черные страницы, красные, зеленые, белые, желтые и серые. Узнали о том, кто на какой странице из животных. Дети научились применять полученные знания в продуктивной деятельности. Для детей была создана соответствующая предметно - развивающая среда. Ребятам было интересно рисовать животных методом тычкования, они раскрашивали животных, организовав выставку рисунков в группе. На конструировании делали зайчика. Итоговым занятием был КВН «В мире животных». Ребята разделились на две команды – хищники и травоядные. Для каждой команды были задания, с которыми ребята справились. Они поняли, что нужно бережно относиться к окружающей природе, животным.
В подготовительной группе «Любознайки» прошел открытый просмотр занятия по развитию речи с использованием социо – игровой технологии «Друзья Зайца». Данная технология позволяет решать многие задачи, определённые ФГОС ДО, дети могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, научиться эффективно взаимодействовать друг с другом, ощущать помощь сверстников, преодолевать страх и неуверенность, быть на равных, развивать познавательный интерес и творческую деятельность. Социо-игровая технология - это технология, основанная на взаимодействии детей в микро коллективах, а также взаимодействии микро групп между собой посредством игры. С самого начала занятия ребята нашли письмо от Зайца, который захотел познакомить их со своими друзьями. А чтобы понять, кто у него друзья, ребятам нужно было выполнить ряд заданий. При этом ребята с помощью звериных следов разделились на компании. Собрав пазлы, ребята составляли рассказ загадку о животном, а другие компании отгадывали. Дети выполнили первое задание и узнали, кто же друзья Зайца. Следующее задание было – составить рассказ по сюжетной картинке, но при этом вместе составить рассказ и определить, кто будет рассказывать из компании. Тут было непросто ребятам, ведь уступать особо никто не хотел. Снова разделившись парами, дети выполняли задание на смекалку и проверяли задание у других детей. Все задания от Зайца ребята выполнили и получили от него сюрприз. Для детей это новая технология, но им нравится деление на компании, вместе работать, добиваться результата.
Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения.