Наша страна имеет богатую историю, насыщенную множеством событий и свершений. Главным способом объединения людей в государстве всегда выступали традиции и обычаи русского народа, сохраняющиеся на протяжении длительного времени. Народные традиции и обычаи русского народа включают не только определенные обряды, но и правила встречи календарных и православных праздников. Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Иван купала и т. д.
В течение недели мы с детьми изучали быт и традиции русского народа. Читали сказки, былины, пословицы. Рассматривали иллюстрации, книги рисовали, лепили.
Воспитанники активно участвовали в беседах: «Чем играли наши бабушки и дедушки»; «Предметы народного быта»; «Русский народный костюм». Читали русские народные сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Гуси-лебеди», « Сивка-Бурка». Для детей были подобраны и показаны презентации: «Быт русской избы»; «Былины русского народа»; «Русский костюм». Играли в подвижные народные игры «Дедушка Рожок», «Баба Яга», «Горелки». Ведь народные игры многому учат детей, способствуют развитию ловкости, быстроты движений, меткости. Безусловно, эти игры – национальное богатство, и важно, чтобы дошкольники их знали и любили.
Все проводимые мероприятие помогли познакомить наших воспитанников с особенностями жизни и быта русского человека в старину, расширили представление детей о народной игрушке, познакомили с народными промыслами и с устным народным творчеством русского народа.
Невозможно представить себе развитие ребенка без игры. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения жизненного опыта. Игры, которые создаются самими детьми, называются творческими или сюжетно-ролевыми.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображает врача, лечащего больного пациента.
Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности она развивает?
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и содержание игр.
Для того чтобы отобразить в игре, какие - либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.
В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций. Играя в эти игры, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью, готовой к решению жизненных ситуаций.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
В группе «Любознайки» с появлением такого светового ящика у детей появился интерес к рисованию. Ведь не каждому дано умение и талант рисовать красиво, а тут, если не получилось, можно пробовать снова и снова, до тех пор, пока не получится. Дети с удовольствием садятся вокруг ящика и подолгу играют с песком.
Рисование песком (песочная анимация) в последнее время стало очень популярным. Это полезно для детей (развивает моторику, способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает, способствует развитию двух полушарий, так как рисование происходит двумя руками)! Это популярно!
Это практично - один раз приготовив "рабочее место", вы будете им пользоваться огромное количество раз! Это "антистресс"! Рисование песком на стекле снимает все негативные мысли и чувства.
Новый год – самый желанный праздник. Для многих людей он ассоциируется с волшебством, с исполнением желаний. Мы отмечаем этот праздник в ночь с 31 декабря на 1 января. Ждём, когда часы на Спасской башне Кремля пробьют 12 раз. В это же время за окном фейерверки. Вы все ждете его? А почему вы ждете этот праздник? С таких вопросов начали тематическую неделю в группе «Любознайки». Ответы у ребят были самые разные. Они узнали, что первоначально новогодние елки наряжали в лесу, а затем стали приносить в дом. Но сначала их не «ставили», как водится сегодня, а подвешивали к потолочной балке, украшая разными вкусностями. А утром дети обтряхивали новогодние деревья. Все ждут прихода Деда Мороза и Снегурочки, но их на тот период еще не было. Был Мороз – старик с белой бородой, который повелевал зимними холодами. Именно этот персонаж и стал основой для рождения сказки о новогоднем Деде Морозе, который приносит подарки. Традиционный костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. Дед Мороз умело прочищал дымоходы, через которые забрасывал детям подарки. Снегурочка тоже появилась немного позже. Впервые о ней узнали из сказки «Снегурочка», но там ее просто вылепили из снега. Все помнят момент в сказке, когда она прыгает через костер и тает. Персонаж так полюбился всем, что постепенно Снегурочка стала неизменным символом новогодних празднований. Вот таким образом и появился тот Новый Год, который мы привыкли встречать с самого детства.
Ребята узнали также, что российский Дед мороз живет в старинном русском городе, который называется Великий Устюг. У себя в группе мы нарядили елку и поставили ее в раздевалке. Украшая елку, ребята загадывали желания, а еще писали письма Деду Морозу, ведь они верят, что их желания сбудутся и он принесет им в подарок именно то, что они заказывали. И пусть все мечты у детей и у взрослых сбудутся. Пусть будет мир и тишина, радость и успех, пусть новый год подарит нам все то, о чем каждый из нас мечтает. Пусть вдохновение и любовь сделают жизнь светлее и ярче.