Формирование финансовой грамотности у дошкольников один из пунктов, который обозначен в ФГОС. Новизна моего опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. В группе «Любознайки» прошла игра – квест «Что? Где? По чем?» Ее цель - расширить и систематизировать знания дошкольников по финансовой грамотности, а также формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом. Игра состояла из пяти этапов. Сначала ребята разделились на две, каждая команда выбрала себе капитана. Я предложила ребятам самим заработать деньги и четыре варианта заработка – это четыре станции. Первая станция - «Заработай умом! – задания на логику и мышление. На этой станции ребятам предлагались разные вопросы на закрепление изученного материала по финансовой грамотности. За каждый правильный ответ капитан команды получал 1 рубль и складывал деньги в кошелек. Подсчитали «заработок» обе команды и отправились на следующую станцию «Профессии». Ребятам предлагалось выбрать по две профессии на команду и произвести какой – то продукт по данному направлению. Выбрав профессию кондитера, ребенок должен слепить из пластилина какое- либо кондитерское изделие. Выбрав профессию художника - нарисовать картину. Если выбрали профессию конструктора, то нужно соорудить какую- нибудь постройку. А «самоделкины» могут собрать фантастическую модель из бросового материала. Все атрибуты детям предоставились на их выбор. Оценивалось каждое изделие по 5- бальной системе. Критерии оценивания: аккуратность, оригинальность, эстетичность, сложность выполнения. Следующая станция «Банк» (Сумей правильно и выгодно вложить). Здесь я предложила вложить в банк заработанные командами деньги, чтобы через какое-то время они смогли получить небольшую прибыль. Я предложила 3 варианта: если положите деньги на 1 минуту, то к вашей сумме добавится 1 руб., на 2 мин. - добавится 2 руб., на 3 мин. -3 рубля. Но, за выбранное вами время вы будете решать задачки, и можете еще подзаработать. За каждую правильно решенную задачку вы получите по 1 баллу, т. е. 1 рублю. Обе команды согласились вложить на 3 минуты деньги, за это время «заработали» еще денег. А на станции счастливый случай повезло только одной команде, где игрок достал бочонок с деньгами, их заработок увеличился на 7 руб. Последняя станция «Бюджет». Предлагаю командам решить, как бы они поступят с деньгами: поделят их поровну, или дети примут какое – либо другое решение. Ребята приняли справедливое решение – потратить вместе «заработанные» деньги на всех, отправившись в «магазин». Проводится сюжетно- ролевая игра «Магазин». Дети на заработанные деньги приобретают товар.
Проблема нравственно - патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. С каждым годом мы наблюдаем, что у современных детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Каждый год в детский сад приходят дети с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно – они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, все их идеалы построены на однотипных куклах Винкс и Лол, вымышленных персонажах, таких как Человек-паук, Трансформеры, Боты и др. Материальные ценности стали преобладать над духовными. Современные дети мало знают о родном городе, о своей стране, особенностях народных традиций. Они часто равнодушны к близким людям, товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Это связано с тем, что в последние несколько лет в нашей стране произошли значительные изменения. Касаются они нравственных ценностей, отношения к историческим событиям в нашей стране, к известным личностям. Чтобы приобщить детей к истокам русского народного творчества, к традициям русского народа, к народной культуре, в группе «Любознайки» прошла тематическая неделя «Русские обычаи, традиции». Всю неделю мы знакомились с обычаями и традициями русского народа, развивали интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору, учили детей видеть и ценить красоту народного творчества. Не остались в стороне и родители, которые приняли активное участие в оформлении выставки предметов старины. Ребята во всех видах деятельности соприкасались с темой проекта: рисовали матрешек, лепили матрешек в технике «пластилинографии», выполняли куклу – масленицу из бумаги на конструировании. У ребят вызвала живой интерес выставка предметов старины. А сколько пословиц и поговорок дети выучили, умеют их объяснить. Итоговым мероприятием недели был тематический досуг «Русские посиделки в горнице». Мы с ребятами заранее выучили прибаутки, частушки, стихи. Перед посиделками мальчики нарядились в косоворотки, девочки в сарафаны. Под плясовую музыку ребята зашли в зал, поприветствовали друг друга поклоном и начались посиделки. Ребята спели песню «К нам гости пришли», рассказали стихи, вспомнили пословицы о труде, гостеприимстве русского народа, отгадывали загадки о предметах быта в русской избе. Но какие же посиделки без веселой игры?! Играли с платком, перетягивали канат, показав свою силушку богатырскую. А как спели частушки с гармонистом! Веселая пляска тоже была как нельзя кстати на посиделках. А завершились посиделки чаепитием с блинами, караваем, пирогами. Тут уж постарались родители! Во время посиделок у всех ребят было отличное настроение, положительные эмоции, радостное настроение переполняли всех. Хочется надеяться, что у детей будет уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям, обычаям и желание быть гостеприимными.
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию детей является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Как жили люди на Руси? Об этом детям неизвестно, но очень интересно узнать, чем они украшали дом, в какие игрушки играли их дети, что они делали вечерами, ведь не было телевизора, интернета. Об этом мы говорили с детьми всю неделю, посвященную русским традициям, праздникам. Для этого в группе была оформлена выставка предметов старины. Там самовар, правда, не старинный, который всегда был во главе стола, деревянная и глиняная посуда, разделочные доски, игрушки – матрешки, рушники. Особенно заинтересовали детей утюг угольный, старинный. Он очень тяжелый, потому что чугунный. Дети с интересом его рассматривали, пробовали поднять, но одному ребенку это не под силу. А еще один экспонат выставки – рубель для глажки белья и валёк. Ребята запомнили эти экспонаты, им было очень интересно узнать, как жили наши предки. Хочется поблагодарить отзывчивых родителей, которые принесли на выставку экспонаты.
Работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.
«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека». М. Пришвин.
В группе «Любознайки» в завершающую неделю января идёт тематическая неделя «Добра». Дети вместе с воспитателем проводят увлекательные тематические беседы, читают сказки, рассказы о доброте, рисуют «Мы рисуем доброту», проводят акцию «Поможем малышам одеться после сна».
Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте. Безусловно, в развитии этих качеств тоже есть смысл. К сожалению в последнее время во внимание редко берётся такое качество, как, доброта. Доброта — основа воспитания, на которой строится отношение к миру и людям. Она не бывает избирательной. Отзывчивость, сострадание, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь — это важнейшие характеристики личности.
Кто-то будет утверждать, что доброте нет места в современном жестоком мире. Доброта — это отнюдь не слабость. Показывая ребёнку свой положительный пример отношения к людям, животным, природе, мы ориентируем на такое же поведение и ребёнка. Если у родителей нет желания воспитать из ребёнка доброжелательного, дружелюбного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни дружить, ни любить.
Понаблюдайте за своим ребёнком и выясните для себя следующее: