«Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста»
Функциональная грамотность позволяет эффективно использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения спектра задач во всех видах отношений ребёнка с окружающим миром и людьми. В дошкольном образовании выделяют основные направления функциональной грамотности: математическая, финансовая, естественно-научная, читательская (языковая), читательская (литературная).
Математическая грамотность- это способность человека, включающая умения:
- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учётом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
Одна из важнейших задач воспитания ребёнка дошкольного возраста - это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваиваться. Важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение, прививать инициативность, воспитывать способность к адаптации в разных ситуациях, идти к достижению поставленной цели Именно математика оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь. Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоение таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, количество, величина, пространственное расположение, временные отношения, даёт возможность дошкольнику свободно ориентироваться в других видах деятельности. В своей работе педагогу целесообразно использовать такие методы, как:
- практический;
- моделирование (конструирование);
- метод решения логических задач;
- эксперименты и опыты;
- метод вопроса;
- элементарный анализ (синтез, сравнение);
- игровой.
С начала декабря в нашей группе все мероприятия посвящены «Зимушке-зиме», «Зимним забавам». Задачи этих мероприятий были направлены на закрепление основных признаков зимы, особенностей зимней природы, обобщение представлений о зиме, формирование познавательной активности детей при проведении наблюдений и опытов со снегом, водой, льдом, закрепление умение слушать, запоминать, повторять художественное слово, обогащение словарного запаса детей словами: зима, названий зимних месяцев декабрь - лютень, студень, стужайло, январь - просинец, февраль - ветродуй, вьюговец, бокогрей, так называли месяцы в старину, снег (белый, мягкий, пушистый, холодный, колючий, жгучий, сыпучий, липкий). И как часто мы зимой говорим: вьюга, метель, пурга, позёмка. Отгадывали загадки, такие как «Одеяло белое, всю землю одело» и др. Дети рассматривали картины, о зиме и зимних забавах, прослушали художественные произведения, например, русские народные сказки «Зимовье зверей», «Снегурочка». Разучили наизусть стихотворения И. Сурикова «Детство», В.Звягина «Воробышки» и выразительно их рассказывали. Ребята рассказывали, как подкармливают птиц в своих кормушках, которые смастерили их папы, играли в подвижные игры: «Мороз - красный нос», «Мы - весёлые ребята», «Снежинки и ветер». Свои впечатления от встречи с зимой дети отразили в рисунках «Зимний лес», в обрывной аппликации «Весёлые снеговики». Большой интерес и творчество проявили в лепке «Зимние забавы».На живой стене в группе оформили совместное творчество детей и родителей - выставка рисунков «Здравствуй, гостья Зима!», выставку поделок на подоконнике «Скоро Новый год».Поговорили и закрепили знания о том, как правильно одеваться в зимний период, о правилах поведения на улице при гололеде.Ведь больше всех наступлению зимы, как правило, радуются дети. И неслучайно, ведь именно зима предоставляет замечательную возможность весело и с пользой для здоровья проводить время на свежем зимнем воздухе, прививая навыки здорового образа жизни малышам, чувство любви к родному краю. К большому сожалению, из-за морозов, пока отложили уличные развлечения, но уже подготовили цветные льдинки-шарики, и при первой возможности пойдём украшать ёлочку на участке.Проводили беседы с детьми не только о зимних явлениях природы, но и о труде людей зимой. Зима - время волшебства и сказок. Именно так к ней относятся большинство детишек, да и взрослых. Вот и мы не смогли обойти стороной это удивительное время года. Мы плодотворно поработали. Наши дети - молодцы и умницы!
Умение взаимодействовать в паре – одно из важнейших. Оно имеет особую значимость. Смысл методики работы детей в паре состоит в том, что задание получает не каждый ребенок группы в отдельности, а пара воспитанников, которая должна его выполнить совместно. Взаимодействие в паре – это вид совместной деятельности, который обеспечивается общением, и это общение должно быть направлено на обеспечение успешности этого взаимодействия. В нашей группе прошло открытое занятие по художественному – эстетическому развитию «Украсим варежку». Цель занятия: формирование умений рисования различных узоров кистью и красками, закрепление навыков работы в парах. Чтобы работа была продуктивной, нужно научить объединяться в пары. Я предложила выбрать детям по одной рукавичке, вырезанные из картона, но разные по цвету. Дети отыскали свою «пару» и с помощью кисточки и красок старались, раскрасить совершенно одинаково рукавички. Весь процесс работы проходил в обсуждении: обсуждение замысла, выбор цвета, узора. Ребята разговаривали между собой и тем самым развивали свои коммуникативные навыки. В конце занятия мы с детьми оформили выставку «Творческая мастерская», обсудили, что получилось и что было трудным. А что вам больше понравилось? При работе в парах дети учатся общаться, контролировать друг друга, находить компромиссы. Разговаривать спокойно, уметь выслушивать другого, правильно строить предложение. Особое внимание нужно обращать на фразы, которыми обмениваются дети. Это важно, когда один ребенок принимает роль «лидера», а второй «подчиненного».
Взаимодействие с семьей - важная и сложная сторона деятельности дошкольного учреждения. Она направлена на установление единства в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей, изучение и распространение передового опыта семейного воспитания, ознакомление родителей с жизнью и деятельностью дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится в условиях одновременного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий. Взаимодействие с семьёй является непростой задачей, как в организационном, так и психолого-педагогическом плане. Прежде всего, необходимо установить особую форму общения - «доверительно-деловое». Такое взаимодействие предполагает трансляцию родителям знаний, которые могут найти применение в семье (развитие творческих способностей, особенности общения ребёнка со сверстниками, совместные игры и занятия со взрослыми, семейные досуги и праздники и т.п.). Организация совместной деятельности детского сада с семьей на примере праздника, посвященного «Дню матери», способствовала нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. День матери - это замечательный и трогательный праздник, который своим приходом напоминает, что в жизни каждого из нас самый главный человек - это мама. Именно мама даёт начало новой жизни. Мама окружает добротой, нежностью и заботой. Мама ведёт малышей по длинной дороге взросления, поддерживая, наставляя на верный путь и оберегая от бед. Даже становясь взрослыми, мы ощущаем материнскую любовь, знаем, что мама всегда поймёт, простит и будет любить несмотря ни на что. Поэтому, День матери - это прекрасный повод сказать «спасибо» нашим мамочкам, подарить им тёплые искренние слова, вновь и вновь повторить, как сильно мы их любим. День Матери в России отмечается ежегодно в последнее воскресенье ноября. В этом году этот замечательный праздник выпал на 27 ноября.