Человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества. Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребёнок, преображают натуру, представляя её в условно-перевоплощённом виде, в особое сказочное очарование, поэтические и романтические черты. При взгляде на детские росписи ощущаешь отношение маленького художника, его настроение и чувство, которыми он владеет, - радость, изумление, восхищение, озорство, нежность. В нашей группе на этой неделе были созданы условий для приобщения детей к традиционной народной культуре.Не первый год мы продолжаем знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки. Формируем у детей патриотические чувства любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России. Развиваем художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности в рисовании, лепке, аппликации.Приобщая детей к культуре и традициям русского народа, воспитываем лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку.Рассказываем ребятам, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров. В результате проведения комплексной работы у детей появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема недели для детей стала очень интересной и многогранной. У детей появилось желание как можно больше знать о народной культуре, её традициях, развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание, с удовольствием играют в народные игры, задают вопросы по русской культуре. Мы узнали об истории возникновения дымковских игрушек, о процессе изготовления и особенностях росписи, узнали о том, почему они пользуются всенародной любовью. Мы будем пополнять наш музей новыми экспонатами совместно с родителями мы создали мини-музей «Живая нить». Перед нами стояла цель познакомить детей с народным творчеством предков, вызывающая массу положительных эмоций и создающая особо тёплую атмосферу. В нашем музее отражено многообразие народного творчества и результаты детского творчества по этой теме.
Обучение детей в детском саду – область, в которой педагоги всегда испытывают трудности. В детском саду получение новых знаний должно быть игрой, своеобразным поиском, открытием, которое совершает ребенок. А идея ровесничества подразумевает максимальное взаимодействие детей друг с другом. Взрослые начинают выступать лишь наставниками-наблюдателями. В результате ребенок не только начинает любить учиться, но и завоевывает авторитет и уважение сверстников. Ровесничество — это ощущение себя равным в отношениях со сверстниками. Это непередаваемое чувство единения, братства в среде людей, составляющих единое поколение. Потребность в ровесничестве появляется у детей, как правило, во второе пятилетие жизни, и взрослые могут помочь ее реализовать, применяя принципы ровеснического образования, то есть через работу организованных групп ровесников, в которых дети самостоятельно получают знания, обсуждают задания, работают вместе над проектами и находят точки соприкосновения через обсуждаемые темы. В своей работе мы должны опираться на представление о том, что дети старшего дошкольного возраста способны вырабатывать новую социальную культурную норму, именуемую ровесничеством. Ровесничество – это категория, требующая признать исходным условием то, что дети могут жить своей собственной жизнью, иметь свои собственные игры и считалки, передаваемые от одного детского поколения другому; свои секретики, иметь общие интересы к чтению, рукописным буквам и словам, математическим закономерностям, к природе, таинственность которой понятна детям. Цель ровесничества заключается в создании такой социокультурной среды для взаимодействия детей, в которой строятся коллективные, ровеснические отношения, чтобы каждый дошкольник мог полно и разносторонне реализовать свои способности и стремления. При внедрении технологии РОВЕСНИЧЕСТВА, предполагается взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного возраста с целью их первичной социализации. В настоящее время актуальна для изучения проблема взаимоотношений детей разного возраста. Для успешной социализации ребенку важно научиться строить взаимоотношения с ребятами, которые младше и старше его. Разновозрастное детское сообщество развивается в совместных играх, прогулках, утренних гимнастиках и т.д. Традиция разновозрастного взаимодействия в детском сообществе: становясь старше ребята шефствуют над малышами и продолжают делиться своим опытом. В настоящее время осуществляется поиск новых возможностей по использованию нетрадиционных форм работы с детьми. Успешным должен быть каждый ребенок. Он может проявлять себя и раскрывать свой потенциал в любой из образовательных областей. Социально-личностное развитие- это важнейший фактор формирования личности. Разновозрастное сообщество детей это среда для развития любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости детей, овладения средствами общения и способами взаимодействия с окружающими. Для данной технологии необходимо:
- создавать условия для приятельских взаимоотношений между детьми; - способствовать развитию у детей активной позиции самостоятельности и любознательности; - научить детей общаться. обеспечивать каждому ребёнку чувство комфорта, радости от общения с другими детьми. - объединять детей в совместной деятельности на основе совпадения их интересов, тяготения друг к другу. - сделать образовательный процесс более интересным и увлекательным для детей. Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает на развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников. Это возможно при особой организации детей в образовательном процессе, а именно при использовании парной и подгрупповой работы. Умение взаимодействовать в паре - одно из важнейших. Системообразующим фактором в работе в парах является умение договариваться о предмете и способе деятельности, другими словами «Что делать?» и «Как делать?». Это умение формируется в течение всего дошкольного детства Эта технология даёт уникальную возможность с одной стороны, проявлять творчество и инициативу, с другой – выполнять общие правила и договариваться для получения хорошего результата. Воспитателю необходимо найти такой способ общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Подобное происходит, когда на занятиях соблюдаются следующие правила: Первое правило - используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». При работе детей в группах (по 5-6 человек) ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован на учебную деятельность. Второе правило - обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен; что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д. Третье правило: смена темпа и ритма. Для того чтобы развить у воспитанников умение контролировать и корректировать свои действия и действия партнеров нужно учить детей действовать в определённом темпе и ритме. А менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов и счета. Тогда у детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности. Четвёртое правило - смена лидерства. Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться, поэтому каждый ребенок может побывать в роли лидера, а значит научиться таким коммуникативным универсальным учебным действиям. Совместная детская деятельность, будь то образовательная или игровая деятельность в микрогруппах способствует формированию и проявлению таких личностных качеств: - как стремление помочь друг другу; - потребность поддержать друга; - сопереживать товарищам; - терпеливо следить за ходом общего дела; - прислушиваться к мыслям, мнениям товарищей; - радоваться успехам других. Таким образом, социальная норма быть ровесником позволяет всем детям осваивать любую программу детского сада. А содержание работы самого детского сада заключается в создании условий для возникновения этого нового состояния - ровесничества. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, благоприятных эмоциональных условий для сравнения своих знаний, умений, возможностей с возможностями, знаниями умениями своего друга. Ровесничество учит дошкольников общаться, сострадать, помогать в беде не только друг другу, но и взрослым. Одной фразой - воспитывает людей 21 века!
Рисование - это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Детское рисование, заключает в себе большие возможности. Дети с малых лет тянутся к ярким краскам и карандашам, пытаясь чиркать везде, куда упадёт взгляд. Родители получают большой стресс от этого. Однако, навыки рисования должны быть освоены. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать, ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги. Рисование для ребёнка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Только нестандартные и нетрадиционные приёмы творчества позволяют каждому ребёнку более полно раскрыть свои чувства и способности, фантазию и воображение. При использовании этих приёмов ребёнок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребёнка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, моделирует действительность. Одно из самых мощных выразительных средств - это краски, воплощающие многообразие окружающего мира детей. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение, наполняет занятие положительными эмоциями, делает праздником. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Дети приобретают знания, умения, навыки изобразительной деятельности; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своём творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск не шаблонных путей решения художественного образа. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - пространственной развивающей среды надо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями и возрастными особенностям. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчёски, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика и тополя. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок, что позволяет детям быстро достичь желаемого результата. Мною было проведено интересное занятие по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе нашего д/сада. Дети тонировали листы бумаги ароматным растворимым кофе. С помощью техники «кляксография» кофейным раствором рисовали ствол и ветки дерева. Для выразительности рисунка использовали гуашь. Смятой бумагой и ватными палочками наносили рисунок. Из осенних деревьев, нарисованных детьми получился «волшебный осенний лес». На занятии дети были наполнены положительными эмоциями, нескончаемой радостью, желанием творить чудеса.
Интересный и очень подробный мастер-класс по нетрадиционному рисованию с помощью «кофейного раствора» прошёл в нашем детском саду для педагогов. Такие мероприятия развивают творческий подход, фантазию и воображение, настраивают на свободу художественного поиска. Ранее на занятиях, чем мы только не пробовали рисовать с детьми!? Использовали обычную акварель или гуашь, зубную пасту и даже губную помаду! А кофейным раствором не рисовали. Недавно случайно я нашла в интернете художницу, которая «рисует» отпечатками кофе. Нет предела фантазии! Меня заинтриговали работы и выбор оригинальной техники создания картин с помощью кофейного раствора. Вы себе не можете представить, столько восторга было у меня, когда я в первый раз попробовала нарисовать кофейный пейзаж в такой технике. По своему опыту скажу, что техника непростая. Важна и бумага, и марка кофе. Действительно, сегодня кофеграфия становится всё популярнее у ценителей по всему миру. С большим интересом я сама познакомилась с этой техникой и решила грамотно выстроить, и дать общие представления об этой технике на мастер-классе в нашем детском саду. Мимо «кофейных деревьев», нарисованных педагогами невозможно было пройти и не задержаться. Приятные тёплые тона, нежные, прозрачные оттенки фона создали эффект легкой туманной дымки, а сами деревья получились удивительно живые. Супер - работы! Даже трудно представить, что весь рисунок выполнен с помощью этого вкуснейшего напитка. Мастер – класс прошёл «на одном дыхании». Все получили творческое вдохновение!