Взрослые люди уже не задумываются, как много они коммуницируют. На работе, дома, с друзьями, в магазине, и это не составляет никакого труда. Но маленькие дети, которые совсем недавно научились говорить, может даже имеют уже большой активный словарный запас и говорят фразами, не умеют выстраивать взаимодействие с помощью речи и общения. Им легче через игру.
Безусловно, игра - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Поэтому разговорную речь взрослым необходимо внедрять тоже через игру. А именно ролевую. Ролевая игра формируется к старшему дошкольному возрасту. Это тот период, когда детей интересуют сверстники, они начинают примерять на себя разные роли, такие как: врач, продавец, мама, папа, водитель, повар и многие другие. Тут необходимо вмешательство взрослого, который покажет на собственном примере, как нужно общаться. Слова приветствия, диалог в вопрос-ответной форме, слова благодарности, прощания и многие другие.
Тем самым ребенок усваивает социальные нормы. Как вести себя у врача, как разговаривают с клиентами. покупателями. Учится задавать вопросы, договариваться в словесной форме. Но для развития коммуникативных навыков следует еще подключить следующие методы и виды деятельности:
Для чего нужна коррекционно-развивающая работа в детском саду?
Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействию развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала.
Очень важно применять индивидуальный подход в воспитании и образовании ребенка. В дошкольном образовательном учреждении выделены специальные часы для проведения коррекционных занятий. В это время педагог-психолог может брать детей на индивидуальные занятия, а также занятия в маленьких подгруппах. Работа направленна на проработку определенных знаний, навыков и умений. Эффективность и важность данного направления не оспорима.
Прежде чем приступить к коррекционной работе педагог-психолог проводит диагностику по основным направлениям:
- выявление уровня готовности детей к началу школьного обучения;
- индивидуальная диагностика по запросам родителей;
- индивидуальная и групповая диагностика по запросам воспитателей;
- диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Дальнейшая работа строится на основе результатов диагностики и учета индивидуальных потребностей каждого дошкольника. Ставятся конкретные, достижимые цели и ведется работа по их достижению. И дети любят такой формат больше, так как все внимание взрослого направленно только на них, следствием этого является большое желание и интерес!
Игры с песком приносят удовольствие даже взрослым, что уже говорить о детях. Данное направление арт-терапии относится к успокаивающим методам, развивающим воображение, тактильные ощущения и внимание. С помощью песочной терапии, ребенок может создать дом своей мечты, слепить или нарисовать свою любимую игрушку, животное и многое другое.
Так же игры с песком помогают проработать страхи, выразить эмоции и стабилизировать эмоциональный фон. В таких играх нет жестких ограничений, правил и требований, поэтому ребенку не страшно начать воплощать свои идеи, он быстро включается в игровую деятельность.
Песочная терапия проводится как индивидуально, так и в групповой форме. На помощь приходят маленькие игрушки, которые можно спрятать (закопать) и обыграть сюжет, в котором ребенок поочередно будет находить спрятанные игрушки . Тем самым в занятии присутствует сюрпризный момент, радость ребенка от находки и ситуации успеха и конечно, интерес: "а что же еще есть в песочке?". Формочки для игр с песком тоже служат помощниками для детей, которые хотят слепить что-то определенное.
Подборка игр с песком для родителей:
Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит». Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ?
Уважаемые родители будущих школьников, близится Новый год, а значит до школы осталось совсем чуть - чуть!
Предлагаем вам памятку, по которой вы сможете проверить основные знания, навыки и умения своего ребенка, а также понять над чем можно поработать, пока в запасе есть целых пол года!
Памятка!
Ребенок должен знать:
Еще Михаил Бехтерев в своих работах отмечал влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. По его мнению, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они также способны улучшить произношение звуков, а значит, развить речь ребенка.
Что дает пальчиковая гимнастика?
•Развивает мелкую моторику.
•Стимулирует развитие речи ребенка.
•В общении со взрослым помогает развитию подражания и социализации.
•Выступает отельным видом игрового занятия.
•Объединяет в играх со старшими детьми.
•Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.
Начинать заниматься с малышом можно уже с 6–7 месяцев. Поначалу все движения за ребенка будет делать мама, но пройдет совсем немного времени — и карапуз сможет сам совершать все необходимые действия и движения. Неоспоримым плюсом пальчиковой гимнастики является и то, что все занятия проходят в сопровождении стихов и потешек, а дети очень любят ритмическую речь. Такое общение обогащает пассивный лексикон ребенка и способствует развитию речи.
Что можно делать?
Для начала можно выполнять самые простые упражнения:
•разминать пальчики малыша (чередуем растирание, сгибание и разгибание);
•гладить и массировать ладошку;
•использовать для массажа подогретые грецкие орехи и массажные ежики-шарики (продаются в ортопедических салонах).
Затем вводим элемент игры. Начинать лучше с простых потешек и действий, которые малыш сможет повторить. Исследования доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат.
Эта тема к двум годам в большинстве случаев решена, но не у всех и не полностью. И это нормально, ведь у каждого малыша свой темп развития и особенности характера.
К тому же в эру памперсов привыкание к горшку наступает позже. Важное правило: если ребенок кушает и ходит в туалет, значит ему комфортно, и он находится в защищенном для него месте.
Ребенок готов к самостоятельности, когда может объяснить словесно, что хочет в туалет, ему не комфортно в мокрой и грязной одежде.
С интересом наблюдает, как взрослые ходят в туалет.
У него регулярный и сформированный стул, он может ходить 3-4 часа сухим, после дневного сна встает в сухой одежде.
Найдите книжку или картинки в интернете, где детки сидят на горшке, объясните увиденное. Повесьте такое фото в месте, где обычно стоит горшок.
Приобретите удобный и комфортный горшок.
Подгадывайте время, когда примерно ребенок захочет в туалет, напомните ему, если заигрался.
На некоторое время подберите одежду, которая снимается быстро, желательно на липучках.
Мальчики сначала ходят на горшок писать как и девочки, только потом можно научить постепенно делать это стоя. Это вопрос небольшого отрезка времени.
Выберите для приучения к этой процедуре теплое время года, так как раздевание и одевание штанишек и нижнего белья может занять у крохи много времени. Не торопитесь сами и не торопите ребенка. Постепенно, каждый день повторяйте и направляйте малыша. Проявите терпение, именно оно поможет преодолеть трудности.
Через несколько недель вашей заботы, внимания и помощи малыш уже привыкнет, что обязательное и нужное действие он должен осуществлять самостоятельно. Но мама и папа его поддерживают, хвалят и помогают. А значит дело пойдет быстрее.