Еще Михаил Бехтерев в своих работах отмечал влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. По его мнению, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они также способны улучшить произношение звуков, а значит, развить речь ребенка.
Что дает пальчиковая гимнастика?
•Развивает мелкую моторику.
•Стимулирует развитие речи ребенка.
•В общении со взрослым помогает развитию подражания и социализации.
•Выступает отельным видом игрового занятия.
•Объединяет в играх со старшими детьми.
•Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.
Начинать заниматься с малышом можно уже с 6–7 месяцев. Поначалу все движения за ребенка будет делать мама, но пройдет совсем немного времени — и карапуз сможет сам совершать все необходимые действия и движения. Неоспоримым плюсом пальчиковой гимнастики является и то, что все занятия проходят в сопровождении стихов и потешек, а дети очень любят ритмическую речь. Такое общение обогащает пассивный лексикон ребенка и способствует развитию речи.
Что можно делать?
Для начала можно выполнять самые простые упражнения:
•разминать пальчики малыша (чередуем растирание, сгибание и разгибание);
•гладить и массировать ладошку;
•использовать для массажа подогретые грецкие орехи и массажные ежики-шарики (продаются в ортопедических салонах).
Затем вводим элемент игры. Начинать лучше с простых потешек и действий, которые малыш сможет повторить. Исследования доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат.
Кулачок
Этот пальчик — маленький,
(загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький,
(загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький,
(загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький,
(загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок,
(загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
Торт
Тесто ручками помнем,
(сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем,
(как будто мнем тесто)
Серединку смажем джемом,
(круговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кремом
(круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою крошкой
Мы присыплем торт немножко,
(сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заварим чай —
В гости друга приглашай!
(одна рука пожимает другую)
Моя семья
Этот пальчик — дедушка,
(разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья!
(вращаем разжатой ладошкой)
Черепаха
Шла большая черепаха
(идем пальчиками)
И дрожала вся от страха:
(руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь-кусь-кусь! Кусь-кусь-кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь!
(отрицание — указательным пальцем)
Дни недели
В понедельник я стирала,
(кулачки трем друг о друга)
Пол во вторник подметала,
(кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач,
(печем «пирожки»)
Весь четверг искала мяч,
(правую руку подносим ко лбу и делаем «козырек»)
Апельсин
Мы делили апельсин.
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас — а он один.
Эта долька — для ежа.
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька — для чижа.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для бобра.
Эта долька — для бобра.
(встряхиваем обе кисти)