Камешки «марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, ведь их с успехом можно применить в разнообразных развивающих играх с детьми, т. к. они приятны на ощупь и малыши от них просто в восторге. Работа с разноцветными камнями вызывает у детей радость, улыбку, бурю положительных эмоций.
«Марблс» — это небольшие камешки, выполненные в различных расцветках. Классические «марблс» имеют сферическую форму, но сейчас выпускается много разновидностей. Камешек «марблс» — далекий потомок глиняных камешков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Камешки получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Игры с камешками способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, а также и в свободной деятельности детей. Игры развивают мелкую моторику пальцев рук, применяются при самомассаже. Работая с ними у детей развивается речь, память, мышление, внимание, воображение. Варианты игр с камешками разнообразны. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его заинтересованности в игре.
Я предлагаю вашему вниманию варианты дидактических игр с камешками, которые с успехом использую на занятиях с детками-дошкольниками.
1. Сенсорная коробка с камешками марблс является хорошим релаксатором, настраивает на интересную и увлекательную игру. Предложите ребенку опустить руки в коробку с камешками, перебирая их, пересыпая, рассматривая. Можно при этом проговаривать слова:
Камешки перебираем,
Разные - разные:
Голубые, красные,
Желтые, зеленые,
Легкие, тяжелые.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем камешки считать,
Будем камешки считать
И цвета запоминать.
Громко четко говорим,
Говорим и не спешим,
камешки в руках сжимаем,
до пяти с тобой считаем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторяй за мной опять.
2. «Найди клад». Спрячьте в коробке с камешками какую-нибудь мелкую игрушку, типа Киндер. Пусть малыш наощупь постарается отыскать ее.
Математические игры с камешками пользуются особой популярностью моих воспитанников, ведь это прекраснейший счетный материал, с которым работать – одно удовольствие:
3. «Сопоставь цифру с количеством камешков».
4. «Сравнение множества». Знакомство с понятиями больше, меньше, равно.
5. «Состав числа».
6. «Решаем арифметические задачки с камешками». У какой кошечки яблочек больше. Насколько? Как сделать, чтобы яблочек у кошечек стало поровну?
7. «Выложи цифру». При первом знакомстве с цифрой полезным упражнением будет выложить ее из камешков. Так детки легко и быстро запоминают графический образ цифры.
8. Для деток младшего дошкольного возраста прекрасно подойдет игра «Разложи по цвету», где детки сортируют камешки в отдельные емкости.
10. Для деток постарше можно предложить игры типа "Продолжи узор", «Собери бусы», «Выложи рисунок по образцу» и т. д.
Еще использую камешки даже при обучении детей правилам дорожного движения.
11. «Собери светофор».
12. «Можно – нельзя». Картинки с изображением различных дорожных ситуаций дети помечают красными или зелеными камешками, в зависимости от того, правильно или неправильно поступают на них пешеходы/пассажиры.
На занятиях по обучению грамоте с детками старшего дошкольного возраста я также часто использую камешки марблс.
14. «Звукобуквенный анализ слова».
15. «Посчитай слоги».
В своей работе я убедилась, что при использовании шариков марблс у детей обогащается речь, развивается внимание и мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе, испытывают массу положительных эмоций.