Ребенок хочет отделиться от родителей, осознает свое "Я". Самостоятельность, активность ребенка возрастают и, если новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают кризисные явления.
Кризис трех лет психологи относят к числу острых — ребенок действительно трудно управляем, его поведение почти не поддается коррекции. Специалисты выделяют семь основных симптомов этого кризиса:
•негативизм — реакция не на содержание вашей фразы, а на сам факт, что она произнесена взрослым; стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию;
•упрямство — ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;
•строптивость — она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, сложившегося до сих пор;
•своеволие — стремление все сделать самостоятельно;
•протест-бунт — ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;
•симптом обесценивания — проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразниться, обзываться (проверяя рамки дозволенного);
•деспотизм — малыш заставляет делать родителей все, что он требует (это чаще всего реакция уже затянувшегося кризиса) плюс ревность по отношению к братьям и сестрам.
Благодаря этому бунту ребенок может сформироваться как личность с четкой самоидентификацией, осознаваемыми и отличными от других целями, и желаниями. Кризис трех лет (возрастные рамки могут колебаться в пределах от 2,5 до 3,5 лет) — это норма в развитии любого малыша. И если он протекает вяло, психологи говорят о задержке развития волевых сторон личности.
Взаимодействие с ребёнком во время личностных кризисов.
Очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребёнку в это время.
Для этого во время кризиса 3-х лет рекомендуется:
•Избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи.
•Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может помочь.
•Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою самостоятельность.
•Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого.
•Хвалить побольше, ведь всегда есть за что.
•Когда ребёнок станет чуть- чуть старше, важно расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с общением с другими взрослыми и сверстниками.
•Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит. Не спешите сделать всё за него, даже когда у Вас не хватает времени на его «возьню».
•При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах.
•Конечно, запреты тоже должны быть — как же иначе ребенок узнает рамки допустимого? Но не перегибайте палку.
•При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.
•Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите за стол любимого мишку и пусть малыш его кормит, но любимец хочет есть по очереди – ложка ему, ложка Ване.
•Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым. Взрослым необходимо стараться подавать ему положительный личный пример.