У каждого из нас периодически бывает ощущение тревоги. Однако взрослому человеку легче с этим справиться, чем ребенку – детские страхи протекают несколько сложнее. У малыша нет знаний и опыта, которые могли бы рационализировать эти эмоции и снизить интенсивность беспокойства. Зачастую мы считаем пустяком то, что пугает ребенка, однако на детские страхи следует реагировать серьезнее.
Детские страхи и фобии относятся к специфическим расстройствам. В зависимости от возраста, фобии проявляются переживанием, беспокойством, тревогой. Так детский организм реагирует на мнимую либо реальную угрозу. Боязни сопровождаются эмоциональной трансформацией, ускорением ритмов сердца, сбоем в работе дыхательной и мышечной систем. Поведенческая реакция проявляется уходом от потенциально опасных источников (ситуаций), повышенной привязанностью к родителям, синдромом страха одиночества.
Любые боязни подразделяются на страх, фобию, беспокойство. Некоторые быстро возникают и пропадают, другие остаются в памяти продолжительное время. При этом критическая ситуация не повторяется, а детские страхи остаются. Ребенок не в состоянии самостоятельно понять логически причинно-следственную связь испуга. Восприятие мира у него полностью солидарно с родителями. Следовательно, взрослые зачастую переносят собственные боязни на малышей. Восприятие детских страхов базируется на тревожной интонации либо взгляде. По реакции на стрессовую ситуацию мамы или папы ребенок решает, плакать ему или нет.
Причины возникновения страхов у детей.
Возрастные периоды и страхи, которые появляются в них:
От 0–1 года: страх разлуки с мамой; незнакомых; врачей; уколов; шума (резких и неожиданных звуков); страх глубины (при купании).
В 1 год: у детей на второй год их жизни может преобладать страх одиночества и незнакомых взрослых людей.
В 2–3 года: страх наказания; животных; страх боли; высоты и движущегося транспорта.
В 4–5 лет: страх сказочных персонажей или любых выдуманных героев; темноты; одиночества; страх при засыпании.
В 6–7 лет: страх смерти (своей или близких); животных; сказочных персонажей; страшных снов; страх пожара; темноты; привидений.
В 8–10 лет: преобладают школьные страхи (опоздание в школу; страх ответа у доски; страх перед контрольной работой; страх учителей; порицания). Страх потустороннего мира, беды. Также у мальчиков может быть ярко выражен страх смерти.
В 11–16 лет: страх смерти, войны, стихии, нападения; страх заболеть чем-то серьёзным; страх проявить себя; страх изменения (это связано с физиологическими изменениями в организме подростков).
Как бороться с детскими страхами?
Разберем в следующей статье ➔➔➔
Игры с песком приносят удовольствие даже взрослым, что уже говорить о детях. Данное направление арт-терапии относится к успокаивающим методам, развивающим воображение, тактильные ощущения и внимание. С помощью песочной терапии, ребенок может создать дом своей мечты, слепить или нарисовать свою любимую игрушку, животное и многое другое.
Так же игры с песком помогают проработать страхи, выразить эмоции и стабилизировать эмоциональный фон. В таких играх нет жестких ограничений, правил и требований, поэтому ребенку не страшно начать воплощать свои идеи, он быстро включается в игровую деятельность.
Песочная терапия проводится как индивидуально, так и в групповой форме. На помощь приходят маленькие игрушки, которые можно спрятать (закопать) и обыграть сюжет, в котором ребенок поочередно будет находить спрятанные игрушки . Тем самым в занятии присутствует сюрпризный момент, радость ребенка от находки и ситуации успеха и конечно, интерес: "а что же еще есть в песочке?". Формочки для игр с песком тоже служат помощниками для детей, которые хотят слепить что-то определенное.
Подборка игр с песком для родителей:
Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит». Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Еще Михаил Бехтерев в своих работах отмечал влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. По его мнению, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они также способны улучшить произношение звуков, а значит, развить речь ребенка.
Что дает пальчиковая гимнастика?
•Развивает мелкую моторику.
•Стимулирует развитие речи ребенка.
•В общении со взрослым помогает развитию подражания и социализации.
•Выступает отельным видом игрового занятия.
•Объединяет в играх со старшими детьми.
•Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.
Начинать заниматься с малышом можно уже с 6–7 месяцев. Поначалу все движения за ребенка будет делать мама, но пройдет совсем немного времени — и карапуз сможет сам совершать все необходимые действия и движения. Неоспоримым плюсом пальчиковой гимнастики является и то, что все занятия проходят в сопровождении стихов и потешек, а дети очень любят ритмическую речь. Такое общение обогащает пассивный лексикон ребенка и способствует развитию речи.
Что можно делать?
Для начала можно выполнять самые простые упражнения:
•разминать пальчики малыша (чередуем растирание, сгибание и разгибание);
•гладить и массировать ладошку;
•использовать для массажа подогретые грецкие орехи и массажные ежики-шарики (продаются в ортопедических салонах).
Затем вводим элемент игры. Начинать лучше с простых потешек и действий, которые малыш сможет повторить. Исследования доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ?
Уважаемые родители будущих школьников, близится Новый год, а значит до школы осталось совсем чуть - чуть!
Предлагаем вам памятку, по которой вы сможете проверить основные знания, навыки и умения своего ребенка, а также понять над чем можно поработать, пока в запасе есть целых пол года!
Памятка!
Ребенок должен знать: