Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. Именно в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:
1) сенситивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразованием этого периода, является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка;
2) речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
3) значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;
4) постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны, как родителей, так и педагогов;
5) существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
6) глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.
Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей.
Под её влиянием изменяется характер восприятия ребёнка.
Ребёнок, который овладел речью, осознаёт, прежде всего, значение предметов.
Важно знать знать, что делать нельзя:
1. Не требуйте от ребёнка невозможного. Не приставайте с постоянной просьбой: «Скажи, «повтори», «назови».
2. Не упрекайте его за то, что он всё ещё не говорит. Ни в коем случае не наказывайте малыша за это.
3. Не ставьте ему в пример других, уже хорошо говорящих детей. У каждого свой темп развития.
4. Не прибегайте к шантажу и не запугивайте ребёнка ужасными последствиями его временных неудач.
Предлагаем вашему вниманию несколько простых правил, следуя которым родители смогут помочь малышу в его речевом развитии.
1. С ребенком нужно: разговаривать каждый день, рассказывать, что происходит вокруг, читать книжки.
2. Обязательно нужно называть вещи своими именами: не би-би, а машина, не ням-ням, а кушать и т. д.
3. Говорить следует короткими предложениями, выдерживая между ними паузу.
4. Нельзя говорить с ребенком скороговоркой.
5. Называя предметы, обязательно нужно их показывать хотя бы на картинке. Не стоит учить ребенка говорить слово, значение которого он не понимает, и не поймет, пока не увидит.
6. Важно повторять одни и те же слова много раз до тех пор, пока малыш их не запомнит и не воспроизведет.
7. Не нужно говорить с ребенком, когда он этого не хочет или устал.
8. Нельзя игнорировать вопрос малыша, на него нужно отвечать развернуто и медленно, чтобы ребенок понимал каждое слово.
9. Если ребенок делает ошибки в словах, подсказывать ему следует ненавязчиво, чтобы у него не пропало желание говорить. Ведь маленькие дети не терпят неудач.
10. Не следует угадывать желание малыша и давать ему все, на что он молча укажет пальцем. Заставлять его назвать предмет не нужно, но иногда следует сделать вид, что ничего не видите, и тогда ребенок будет пытаться сказать, назвать то, что ему нужно. Придёт тот момент когда, каждый здоровый ребенок обязательно научится говорить. А тем детям, которые имеют некоторые проблемы, мешающие нормальному речевому развитию, всегда помогут специалисты – невропатологи, психологи, логопеды. Ни в коем случае не стоит отчаиваться, только любовь и доброе отношение к ребёнку будут эффективными средствами в его развитии.
Рисование ладошками - любимое занятие детей раннего возраста. Самый доступный способ развивать у малыша творческое начало – заинтересовать его рисованием. В процессе творчества у малыша развивается воображение, образное мышление и вкус . Это ещё один способ успешной адаптации малыша к детскому саду, рисуя, ребёнок на какое то время забывает о маме и погружается в сказочный мир рисования. Рисование ладошками хороший рефлекторный массаж. На ладонях расположены определённые точки, связанные со всеми органами тела Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом. .Маленьким художникам очень нравится рисование пальчиками и ладошками. Да какой малыш не любит рисовать? Детки очень любят краски, а здесь ещё можно руки мазать! Это большое удовольствие для ребёнка- рисовать ручками. В своей работе я использую специальные пальчиковые краски безопасные для здоровья малышей, так как не содержат вредных компонентов. Советую и родителям дома с ребёнком заняться таким интересным творчеством.
Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для малыша. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка. Очень часто, купив конструктор, взрослые предлагают ребенку сразу все детали из него, рассчитывая, что малыш тут же что-то из них построит. Но этого не происходит. Ребенок теряется в их обилии. Он не знает, что с деталями делать и как они называются. Малыш механически перебирает и бросает детали конструктора, строит и тут же рушит постройку, кидается деталями в маму или в домашних животных, однообразно действует кубиками одну минутку и тут же переключается на другие более интересные ему занятия. В чем причина? Ему просто не нравится такая игрушка? Или нам, взрослым, нужно сначала учить малыша играть с конструктором? В этом возрасте любой малыш – исследователь мира. Он познает физические свойства предметов, которые его окружают. Именно поэтому дети в этом возрасте очень любят собирать и разбирать игрушки. Именно в таких, на первый взгляд, бессмысленных играх есть очень глубокий смысл для развития ребенка. В них развивается сенсомоторный интеллект малыша, наглядно – действенное мышление, умение устанавливать внутренние связи между предметами. Это не шалости, не недостаток внимательности, а это нужный маленькому человечку опыт — серьезное знакомство с миром вокруг него. Дайте ему возможность это сделать! Дайте возможность построить башню и ее разрушить, снова построить и снова разрушить — это для малыша процесс познания мира. Ломать башню — это первый этап игр с конструктором, который проходят все дети и которого не избежать. Лучше, если сначала Вы будете давать ребенку конструктор с деталями разной формы, но одного цвета, чтобы малышу было легче отличать их форму и ориентироваться в ней. Затем малышу дается цветной конструктор с разноцветными деталями разной формы и размера, и он учится различать не только форму, но и цвет, и размер деталей. Чтобы малыш стал ориентироваться в названии деталей, мы постоянно используем эти слова в разговоре с ним: «Дай мне кубик», «Ставим кубик на кубик – будет башенка», «А вот и крыша! Поставим крышу на кубик» и т.д. Мы называем детали не только, когда играем с малышом с конструктором, но и в тот момент, когда убираем конструктор на место и складываем части конструктора в коробочку. Например, можно сказать малышу, что сейчас мы убираем в коробку только кубики. И он будет из всех деталей выбирать только детали этой формы. Затем также собрать в коробку кирпичики. Так по ходу обычной жизни ребенок постепенно запомнит, как называются детали разной формы. И малыш их легко запомнит. Очень часто малыши от полутора до двух лет повторяют одно и то же действие много раз подряд. Они наслаждаются им, словно убеждают сами себя: «Я это уже умею!». Ведь главное для ребенка – не результат, а процесс, если он его повторяет – значит, он получает от этого большое удовольствие! Не мешайте малышу, пусть он повторяет, это очень нужно ему для развития. Придет время – и он сам перейдет от старого, усвоенного, к новому. Конструирование у детей раннего возраста слито с сюжетно-отобразительной игрой, выступает и как ее элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов. Последнее, в свою очередь, является мотивом для создания несложных конструкций. Поэтому оно и называется «сюжетным конструированием»: дети строят кроватку и укладывают куклу спать, строят для нее дорожку, чтобы она после сна пошла гулять и т.п. Инициатива принадлежит взрослому, а дети выполняют его просьбы, указания типа: «Положи кубик на кубик», «Подвинь кирпичик ближе» и т.п. Основной задачей в этом возрасте является пробуждения интереса к созданию простейших конструкций (дорожка, башенка, ворота и т.д.) К набору конструктора обязательно добавьте коробочку с мелкими игрушками соразмерными деталям конструктора. Это игрушки, с которыми малыш вместе с вами будет обыгрывать постройку. Например, он сможет посадить игрушечного петушка на только что построенный заборчик, спасая его от лисы. Или малыш поможет игрушечной кошке взобраться на лесенку из кирпичиков, или поселит зайчика в построенном для него домике. Это могут быть мелкие фигурки сказочных персонажей, зверушек, матрешки, фигурки семьи. В эту коробочку можно положить и природный материал: шишки, желуди, палочки, которые могут понадобиться ребенку в игре с конструктором и которые могут стать предметами – заместителями. Например, можно сделать человечка из шишки, а крышечки желудей использовать как мисочки для еды в обыгрывании сюжетов. КАКИЕ ПОСТРОЙКИ МОЖНО СТРОИТЬ ИЗ КОНСТРУКТОРА С МАЛЫШОМ В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ . В основе всех построек малыша — сюжеты из повседневной жизни ребенка и знакомых ему простых сказок. Например: домик с заборчиком, качели, песочница во дворе, дорожка в парке со скамеечками, комната для матрешки (диванчик, кроватка, стол, стульчик),дорога для машин и ворота, паровоз с вагонами, мостик через речку. В этих постройках используются детали 3- 4 форм. Например, мостик можно сделать из пластины, которая положена на кубики. А сверху мы украшаем наш мост двумя призмами – «крышами». Малыш с удовольствием построит и дом для трех медведей из известной ему сказки по их просьбе, сделает из кирпичиков и кубиков большой стул для Михаила Потаповича, стул поменьше для Настасьи Петровны и маленький стульчик для Мишутки. Конструирование — очень полезное для детишек занятие. Надеюсь, что полезные советы из этой статьи, помогут вам, уважаемые родители, начать строить с детьми из обыкновенного деревянного конструктора и получать от этого удовольствие и радость, помогая малышу познавать такой интересный мир вокруг нас!
В современном обществе сказки несправедливо отходят на второй план, а на замену им приходят энциклопедии, с помощью которых дети знакомятся с окружающим миром, а также мультики по телевизору или телефону. Просмотр мультфильмов, конечно, весьма интересное времяпровождения, но они все же не развивают воображение все действия уже представлены на экране, фантазировать уже нет нужды.
На самом деле мы забываем какую важную роль играет сказка. Она будит любознательность, воображение, развивает интеллект и творческий потенциал. Сказка помогает понять эмоции и других людей, а также самого себя. Сказка — это не только интересный сюжет и волшебные, несуществующие герои, сказка приобщает к русской культуре, родному языку, а также рассказывает о доброте, справедливости. Именно сказка проводник малышей в великий мир литературы, именно она первая рассказывает о мире человеческих взаимоотношений, формирует основы поведения и общения. Так же она помогает развивать правильную речь ребенка, его внутренний мир. Сказка поможет ребенку расширить словарный запас, а также связную логическую речь.
В группе «Капитошки» с 13 по 17 марта прошла тематическая неделя «В мире сказок и приключений». Цель этой недели - формирование у детей интереса и потребности в чтении книг, сказок, воспитание желания потребности читать книги, воспитание бережного отношения к книгам. В утренние часы проводились игры – ситуации «Сказка в гости к нам спешит», «Репка», «Курочка ряба».
Рассматривали игрушки и иллюстрации с любимыми сказками игрушки. Занимались творчеством рисовали «Колобок –румяный бок» - упражняли детей в умении правильно держать кисточку, разукрашивать. не заходя за контур. Лепили Колобка из пластилина, путём раскатывания комка пластилина круговыми движениями, передавать образ Колобка. Читали и рассматривали иллюстрации к сказке «Три медведя», «Теремок», «Колобок». Дети проявили познавательную и речевую деятельность в познании изучаемой темы.
Уважаемые родители! Читайте с детьми как можно больше, а когда детки запомнят сказку можно рассказывать ее по ролям!