Адаптация-это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды, процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, а также выработка умений и навыков в повседневной жизни. Дети раннего возраста – очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними – одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Ребёнок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребёнку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего – обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребёнку предъявлялись единые требования. Самое главное – положительный настрой на детский сад, если Вы – Родители верите, что детский сад самое лучше место на земле для вашего ребёнка, так же будет считать и ваш малыш, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Именно в первые три года жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребёнку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого с ребёнком окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям. С самого рождения игра в жизни ребёнка приобретает большое значение. В ней малыш осваивает формы и величину предметов, их расположение в пространстве, Учится различать цвета и звуки, познаёт первые слова и, вступая в контакт с окружающим миром, реагирует. Наблюдает и запоминает информацию, пополняя свой кругозор. Необходимо учитывать, что ребёнку важно не только дать подвигаться, подумать, угадать, но и самим родителям участвовать в этом процессе. Предлагаю Вам ряд игр используемые мной в адаптационный период, задачи которых: укрепить эмоциональные контакты между детьми и взрослыми, снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение, развивать доверие и взаимопонимание между детьми и взрослыми.
Игра «Доброе утро»
Взрослый вместе с ребёнком напевно произносит текст:
-Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев) Вы проснулись? (хлопки в ладоши) - Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа) Ты проснулся? (хлопки в ладоши) - Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек) Вы проснулись? (хлопки в ладоши) - Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ) Ты проснулся? (хлопки в ладоши) -Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики») Вы проснулись? (хлопки в ладоши) - Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику) Ты проснулся? (хлопки в ладоши) - Доброе утро, мой малыш! Ты проснулся?! К солнышку потянулся!( ласково обнимаем малыша , потягиваемся)
Игра «Как летит листочек?»
Дайте малышу листок газетной бумаги, помогите ему выполнить действия, о которых говориться в рифмовке:
Листочек взлетел, Листочек кружится, кружится Под ноги ложится. Листочек рвётся, рвётся, рвётся. Листочек мнётся, мнётся, мнётся. ( Под последние две строчки надо разорвать листочек на клочки, собрать их в кучку и, сминая превратить в подобие бумажного шарика.)
Игра «Попрыгунчик»
Продекламируйте малышу этот стишок, сопровождая слова действиями, а потом предложите малышу присоединиться к вам: - Стоит в поле теремок ( сядьте на корточки и накройте голову руками) -Кто, кто в теремке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? - Дверка открывается (медленно приподнимаете руки над головой) - Кто там появляется? Ш-ш-ш-ш, ба- бам, ба-бам! (подпрыгиваете, вытягивая руки вверх) - Попрыгунчик там!
Игра «Топ, топ, стоп.»
Возьмите ребёнка за руку и идите, приговаривая: - Топ, топ, топ, топ, топ стоп. На слово «стоп» останавливаетесь. Дальше идёте в припрыжку. - Гоп, гоп, гоп, гоп, гоп стоп. Опять останавливаетесь на слове «стоп».
Игра «Лесные жители»
У медведя дом большой ой-ой-ой-ой (тянуться вверх) А у зайки маленький ай-ай-ай-ай ( приседают) Мишка сам пошёл домой ой-ой-ой-ой (шагают в вразвалочку на месте)
И запрыгал заинька ай-ай-ай-ай ( прыгают)
Игра «Заинька- паинька»
Взрослый встаёт напротив ребёнка и просит его повторить движения зайки: Будем заинькой? Ну-ка, зайка, поклонись, серенький поклонись. Вот так, вот так поклонись.( кланяются в разные стороны) Заинька повернись, серенький повернись. Вот так, вот так, повернись. (поворачиваются руки на поясе) Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой. Вот так, вот так топни ножкой, серенький топни ножкой. Вот так, вот так топни ножкой (топают по очереди каждой ножкой) В конце игры взрослый хвалит «зайку», поглаживает по голове, ручки, ножки. По желанию ребёнка игра повторяется.
Желаю Вам и вашему малышу успехов.
Дети в возрасте от года до двух лет еще слишком малы, чтобы использовать кисточку или карандаши, поэтому самый доступный способ рисования для таких малышей – рисование пальчиками. И на самом деле, рисование пальчиками очень легкое и простое занятие – макай пальчик в краску и рисуй. Возможности и преимущества, которые открывают пальчиковые краски, велики. Рисование само по себе развивает воображение, творческие и художественные способности, художественный вкус. В процессе рисования малыш начинает более глубоко чувствовать цвета и их оттенки. Изображение различных предметов помогает ребенку познавать мир, развивает фантазию и воображение, любознательность и интерес к самостоятельной деятельности, трудолюбие. Рисование пальчиками тренирует мелкую моторику рук, что не только подготавливает кисть руки к рисованию при помощи всяческих предметов и письму, но и благотворно сказывается на развитии отдела мозга, отвечающего за мышление и речь. Работая с детьми, я отметила, что рисование пальчиками не утомляет малышей, а, напротив, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Им интересен сам процесс выполнения работы. Они в восторге, когда в процессе рисования пальчиками, ладошками, кулачками появляются всевозможные изображения. Это видно по настроению детей и их желанию заниматься таким видом деятельности. . Такое применение нетрадиционной техники рисования позволяет ребятам ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности. В процессе рисования малыши чувствуют себя волшебниками, которым подвластно воплотить в жизнь любую фантазию. На фотографиях наши малыши рисуют пальчиками осенние листья……
Воспитательный процесс проходит наиболее успешно, когда с повседневным общением проводятся специальные поучающие, дидактические игры, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения. В игре развивающее взаимодействие взрослого и ребёнка особенно эффективно. Восприятие и речь детей формируются в процессе действий с дидактическими игрушками. Для детей в первую очередь нужна кукла. Она занимает главное положение в жизни каждого ребёнка, потому как кукла- есть уменьшенная копия человека. Кукла используется в большинстве игр дошкольников, она как представитель той или иной игры помогает ребятам полнее и ярче отображать впечатления окружающей действительности. Занятия с куклой ценны тем, что помогают закрепить в речи детей названия частей тела, предметов одежды, посуды, мебели и д.р. В группе раннего возраста «Капитошки» проводятся различные дидактические игры: «Помоги кукле одеться», «Умой куклу», «Научим Сашу одеваться на прогулку», «Кормление куклы», «Куколка-красавица», «Маша-растеряша», «Кукла Даша хочет спать». Мы рекомендуем родителям в домашних условиях играть с детьми в предложенные дидактические игры.
Наш детский сад – это удивительная страна детства. В ней всё возможно, всё позволено. Здесь беззащитный может стать сильным, смелым, а скучное и неинтересное может показаться весёлым и забавным. В нашей стране детства каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир ярким, красочным и интересным. Всё что мы делаем в нашем детском саду – мы делаем ради них, наших детей, ради того, чтобы они росли и развивались. Наши сотрудники настоящие профессионалы своего дела. Ведь именно они самые трудолюбивые, творческие, всё умеющие, болеющие за всё душой, любящие детей люди. Первый раз, переступая порог детского сада, ребёнок старается поскорее спрятаться за маму или бабушку, настолько громкой и бурной кажется новая жизнь по сравнению с размеренной, домашней обстановкой, но постепенно посещение детского сада начинает приносить удовольствие. С самого утра, подгоняя родителей, ребёнок выбегает из родного дома, торопясь встретиться с новыми друзьями и воспитательницей. Нелюбимая манная каша быстро съедается наперегонки, чтобы вырасти большим и сильным. Пахнущие мылом малыши, мигом уплетают вкусный обед, а потом с помощью воспитателя раздеваются и укладываются в свои маленькие, уютные кроватки. Тихий час. Курносые носики смешно посапывают, а маленькие бровки удивленно ползут вверх, или слегка хмурятся, переживая бури эмоций в детских снах. Маленькие человечки еще полдня проведут в детском саду, познавая окружающий мир через игры и общение со своими сверстниками и мудрыми воспитателями. Вечером они попрыгают в распахнутые объятия родительских рук и будут всю дорогу, до самого дома, взахлеб рассказывать о приключениях прошедшего дня. А завтра снова придут в детский сад, чтобы продолжить открывать для себя мир, полный загадок и тайн. Наш детский сад дает возможность реализовать нам все свои способности, идеи, ведь только наша профессия позволяет нам шутить, играть, прыгать, озорничать, придумывать волшебные истории, путешествовать и искать клады. Наша профессия – это наш жизненный путь. Наш детский сад – это мир, цветущая полянка, а наши дети «цветы жизни». Любовь, ласка, забота, понимание – это то, что мы как педагоги можем дать детям. Заряд бодрости, мироощущения, положительные эмоции – вот, что дает нам общение с детьми. Мы делаем то, что так необходимо в нашем мире – заботимся о «цветах жизни» – о детях. А цветы растут, только если их любят и любят по- настоящему без фальши и обмана. Я горжусь тем, что у меня есть возможность научить чуткое детское сердце радоваться солнечному дню и первому весеннему дождику, пожалеть беззащитного котёнка, проявить сострадание к ближнему, научиться дружить, любить красоту родных просторов. А главное не растерять это по дорогам жизни, суметь сохранить в себе чуткость сердца и широту души. Говорят, чтобы воспитать ребенка хорошим, надо сделать его счастливым. А что для ребенка счастье? Это когда его понимают, считаются с ним, с его желаниями — вот это и есть для него счастье. Самым большим желанием для ребенка: быть всегда рядом с близкими ему людьми. Я считаю, воспитатель является связующим звеном между родителями и детьми. И становится хорошо на душе от того, что видишь радость и улыбку на лицах детей и родителей, испытываешь чувство душевной теплоты, осознавая, что ты помог достичь взаимопонимания. Мы не жалеем тепла своего сердца в работе с детьми, ведь они смогут сделать наш мир прекраснее, ярче и светлее. Дети — наше будущее.