Три года — очень интересный возраст. В этот период ребенок не только растет, но и изменяется. Он становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения.
В три года малыш уже имеет достаточно обширный круг знаний об окружающем мире — он познакомился с ним через собственную деятельность и общение, с помощью книг и мультфильмов. Это уже маленький человечек со своим характером, мнением и логикой, которая иногда поражает взрослых.
В этом возрасте значительные качественные изменения происходят в социальной и когнитивной (интеллектуальной) областях развития. Что касается физического развития ребенка, то здесь в основном тренируются и совершенствуются уже имеющиеся навыки и умения.
Необходимо обратить внимание родителей на следующее: в этом возрасте развитие ребенка, как никогда, зависит от взрослых. Освоение новых форм деятельности и поведения во многом связано с теми возможностями, которые создаются в окружении ребенка.
Область познавательного, или интеллектуального, развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия).
Степень развития психических процессов к трем годам можно оценить по следующим признакам:
· ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;
· усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использует местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (но последние редко);
· знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);
· знает 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный);
· знает такие понятия, как «один — много», «большой — маленький»;
· понимает предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;
· может сложить по представленному образцу картинку из 3—5 частей;
· начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);
· отгадывает загадки;
· слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их;
· рисует, лепит, занимается аппликацией или конструированием, чаще всего с помощью взрослого.
Очевидно, что при таком количестве знаний и умений ребенка родителей все больше беспокоит, соответствует ли уровень развития их малыша возрастному идеалу. Все дети развиваются разными темпами, многое зависит от темперамента ребенка, оттого, сколько времени родители проводят с детьми, как общаются с ними. И неумение малыша сегодня выполнить какое-либо из вышеперечисленных заданий вовсе не означает, что он отстает в развитии.
Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте продолжают развиваться и совершенствоваться навыки самообслуживания, но большое значение приобретают и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, в первую очередь со сверстниками.
Что касается навыков самообслуживания, к трем годам ребенок должен уметь:
· есть самостоятельно, соблюдая при этом гигиенические навыки и правила поведения;
· одеваться самостоятельно: справляться с молнией, застегивать крупные пуговицы, надевать обувь, хоть иногда не на ту ногу;
· знать последовательность раздевания и складывания одежды;
· замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи.
Сфера общения характеризуется следующим:
· ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;
· появляется способность играть не рядом, а вместе с другими детьми, воспринимать некоторые правила и подчиняться им;
· ребенок называет других по имени;
· ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций;
· «в уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, почему именно эти действия он совершил.
Кроме того, хотелось бы отметить, что в возрасте трех лет происходит очередной кризис развития, который чаще всего называют «Я сам». Малыш становится упрямым, хочет делать все самостоятельно — даже то, что ему явно не по силам. Теперь он старается разобрать и сломать все, что попадается под руку, не только из любопытства, но и чтобы проверить свои возможности и силы. Просыпается чувство собственности: «Я сам, и это все мое». Так что если ваш ребенок в три года вдруг стал жадным и вредным, не пугайтесь — это не навсегда!
Кроет уж лист золотой
Важную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
Осень – самое красивое время года. Все вокруг пестрит красками! Осень радует нас последними теплыми лучиками. Хочется много времени проводить на улице, любоваться природой, собирать осенние букетики. У нас в группе с 19 по 23 сентября прошла тематическая неделя «Золотая осень». В течении недели были проведены с детьми беседы «Что нам осень подарила?», «Погода осенью», «Приметы осени», «Витамины осенью». Дети познакомились с новыми понятиями «листопад» и «золотая осень». С ребятами выучили стихотворения про осень «Дождь по улице идет…» В. Семеркина, «Наступила осень» А. Ерикеева, читали произведения П. Синявского «Дождик», А. Плещеева «Наступила осень». Играли в пальчиковые игры «Капуста», «Дом для зайчат», «Деревья», «Дождик -дождик, кап – кап –кап», загадывали загадки. Дети с удовольствием рисовали «Осенние листочки». На прогулке вместе с детьми старались изобразить осенний листопад, собирали листики и подкидывали их вверх. Завершилась неделя выставкой семейных поделок из даров осени. Сколько чудесных поделок создали ребята вместе со своими родителями! В этих творениях действительно собраны все краски, которые дарит нам осень. Спасибо всем участникам!
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. В настоящее время большое внимание уделяется развитию изобразительного творчества, а многие программы включают в себя задачи по обучению детей нетрадиционным техникам рисования. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения. Нетрадиционные техники рисования – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. В нашей группе «Гномики» дети уже знают и умеют не мало нетрадиционных техник рисования. Одна из этих техник – это «Пуантилизм». Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать точками». А простым языком-это рисование ватными палочками. Нашим детям эта техника очень нравится, они с огромным удовольствием рисуют палочками. Но можно воспользоваться не одной палочкой, а сразу «пучком палочек», взять несколько палочек и скрепить их между собой резинкой, сразу все палочки окунуть в краску и оставить отпечаток на листе бумаге. При помощи такой техники удобно рисовать различные деревья, цветы, облака, сугробы, салют, и большие площади для заполнения. Эту технику мы попробовали с нашими детьми, нарисовали осеннее дерево. И вот такие красивые, осенние деревья у нас получились.
Охрана жизни и здоровья детей – одна из первостепеннейших задач детского сада и семьи. Взрослым важно не только следить за тем, чтобы с детьми ничего не случилось плохого, но и учить их самим правилам безопасного поведения дома, на улице, в природе, воспитывать у них чувство осторожности, самосохранения и ответственности за свои поступки. В нашем детском саду прошла тематическая «Неделя безопасности» с целью формирования у детей безопасного для их жизни и здоровья поведения. В рамках недели безопасности в нашей группе с детьми были проведены беседы «Всем ребятам нужно знать, как по улице шагать» и «Пешеходный переход». В ходе бесед закреплялись и уточнялись знания детей о безопасном поведении на улицах города. Так же была проведена беседа «Огонь – не игрушка», в которой уточнялись и закреплялись знания об опасностях игр с огнем. Дети охотно принимали участие в беседе. Прочитали сказку «Кошкин дом» С.Маршака. Дети с большим удовольствием принимали участие в дидактической игре «Будь внимателен», сюжетно-ролевой игре «Поездка в автобусе», в подвижной игре «Цветные автомобили», в рассматривании иллюстраций с изображениями пассажирского и грузового транспорта. А ещё, мы с детьми побывали в музыкальном зале на спортивном мероприятии посвященное теме недели. Была проведена продуктивная деятельность: лепка «Светофор», в которой закреплялись знания детей о цветах светофора, навыки работы с пластелином. Для родителей мы подготовили большой консультативный материал по теме охраны жизни и здоровья детей, буклеты с правилами безопасности. А ребята подготовительной группы «Любознайки» приходили к нам в гости и подарили нашим детям дорожные знаки, сделанные своими руками. За что им, огромное спасибо!