Ни для кого не секрет, что каждый из нас в процессе жизни играет различные роли. Мама, жена, дочь, сын, продавец, поупатель. Каждая роль имеет свою социальную значимость.Кто - то всецело подчиняется правилам своего мира. Кто -ито поведением вступает с ним в антагонизм. Никто не остается вне системы. Откуда же мы берем те или иные роли?
В первую очередь мы имеем роли, предопределенные с момента рождения. С возрастом по половому признаку мы примеряем на себя такие роли как мать, отец, внучка, племянник, друг, подруга, одноклассник. Второй путь получения социальной роли – осознанный выбор образования и профессии, а так же течение жизни. К таким ролям относятся профессиональные: врач, педагог, юрист, полицейский, продавец и другие и роли, которые мы получаем в процессе жизни: покупатель, пациент, клиент и т. д.
Значение социальной роли в жизни человека.
Вне общества существовать нереально. Именно оно диктует нам правила и нормы поведения. К модели поведения привыкают с рождения, по мере взросления приходится примерять на себя все новые и новые роли, приспосабливаться к разным статусам. В течении жизни ребенок приобретает все больше и больше социальных связей: идет в сад, школу, институт. В каждой из таких групп существуют свои правила, своя иерархия и нормы поведения. Чем больше освоенных ролей будет у ребенка, тем проще ему будет адаптироваться к жизни.
Откуда ребенку взять ролевой опыт?
Конечно, самая привлекательная деятельность для ребенка дошкольного возраста – это сюжетно – ролевая игра. Ее привлекательность в том, что в игре ребенок испытывает ощущение «Все возможности», то, что в повседневной жизни может даваться с трудом. В игре ребенок может «проиграть» все, что его волнует, страшит, то, что он любит или боится рассказать. Так, очень часто дети играют в семью, и по одной игре и взаимодействию между игроками можно понять все, о воспитании в семьях играющих. Ребенок может ругаться, как ругает мама, договариваться, как договаривается мама. Он копирует и проигрывает все, что кажется ему важным. Игры в больницу способны снизить страх перед врачом и походом в поликлинику. Игры в детский сад помогают адаптировать ребенка к детскому саду. К сожалению, тенденция такова, что родителям некогда или не хочется играть с детьми, и это очень грустно. Нужно всегда помнить, что все, абсолютно все, можно «проиграть», игра для дошкольника является ведущим видом деятельности. В игре он познает мир, экспериментирует, общается и учится взаимодействовать с миром!
Театрализованная деятельность, как средство социализации.
Значение театрализованной деятельности в жизни ребенка очень велико. Такая деятельность наравне с сюжетно – ролевыми играми помогает «проиграть» и избавиться от страха, гнева, агрессии ,суетливости и многого другого. Она же помогает в развитии речи ,внимания, памяти ,воображения. Вот ребенок сидит как трусливый зайчонок, а вот он уже злой и страшный серый волк. Занимаясь театральным искусством ,ребенок учится перевоплощению, общению, взаимодействию. В каждой постановке есть свои роли,играя которые, ребенок «вживается» в роль и получает жизненный опыт. Как ведет себя бабушка? Как показать хитрую лису? Как растопить сердце снежной королеве и как отблагодарить того, кто тебе помог? На эти и еще множество множество вопросов вам ответит театр. Ни для кого не секрет, что сказки очень важны и нужны детям, в сказках можно многому научиться. Почему нельзя открывать дверь? Убегать из дома? Обманывать? Почему нужно учиться и не доверять чужим? Но, далеко не многие дети любят читать. В наше время чтение почти полностью заменено телевизором и телефонами. Чтение книг утратило свое могущество. А телевизор и телефон не дают такого контакта с мамой (к примеру), когда мама читает ребенку, обсуждают прочитанное. Не дают такого эмоционального отклика, ребенок не переживает за героев, не выделяет положительных и отрицательных персонажей. Телевизор и телефон обезличены. И как бы мы не убеждали себя в обратном, к сожалению, это так. Однако, все, без исключения, все дети любят воображать. Любят воображать себя, других не теми ,кто они есть. И все вопросы, и все сказки ,можно проиграть мини представлениями, мини этюдами. Сказочным героям ребенок расскажет все, что его беспокоит, что он хочет и чего боится. Театральная деятельность имеет бесконечные просторы для игр, для фантазии, для решения бытовых или психологических проблем и в для накопления социального опыта. Эта та деятельность, в которой даже вы, родители, можете «ДОИГРАТЬ» то, что не доиграли в детстве.