Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.
Г. С. Альтшуллер
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). В рамках реализации годового плана была проведена Декада педмастерства по теме: «Использование методов и приемов технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ. ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на занятиях из всех образовательных областей. Наши педагоги провели для коллег ряд консультаций, на которых рассказали, какие приемы, методы, игры по ТРИЗ технологии помогут повысить у детей познавательную активность и интерес в различных видах деятельности: познавательной, речевой, продуктивной и даже в организации двигательной деятельности детей. Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе Корнева М.А. и педагог-психолог Рясова Е.В. провели семинар-практикум, посвященный вопросам использования методов и приемов ТРИЗ - «ТРИЗ технология по ФГОС».Также, в рамках Декады педагогического мастерства, была проведена неделя взаимопосещений занятий. Педагоги показали свой опыт работы по различным направлениям.
Хорольская А.А. воспитатель подготовительной группы и воспитатель средней группы «Б» Маслова О.А. показали НОД по формированию элементарных математических представлений. Педагоги использовали на занятии игры и упражнения: «Наоборот», «Какое число потерялось?», задачи-шутки, прием «дорисовывания», выкладывание предметов из геометрических фигур. Как ТРИЗ - технология, позволяет повысить речевую активность детей, развить речевое творчество - таким опытом поделились педагог средней группы «А» Милаш Л.М. и педагог подготовительной группы Муханова Л.В. Ребята средней группы учились находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях различных времен года: лета и зимы. В играх «Хорошо – плохо», «Черное и белое» дети проявляли речевую активность, пытались анализировать то или иное предположение. В подготовительной группе детям было предложено отправиться в «путешествие» в весенний лес с помощью приема «вхождение в картину». Активизации речи детей способствовали такие приемы ТРИЗ, как «Да – Нет» , «Синектика» (эмпатия). С помощью зрительных символов («нос», «ухо», «рука») ребята рассказывали, что они чувствуют, какие звуки слышат, какие запахи ощущают, попав в картину. Занятия по ознакомлению детей с окружающим миром показали воспитатели средней группы «А» и старшей группы – Бозгалова О.И. и Проскурня Е.П. Воспитанникам средней группы предстояло собрать волшебный цветок из лепестков, но только после того, как они выполнят все задания. Педагог стимулировала творческую активность детей с помощью игр «Кто где живет?», «Что общего?». Старшие дошкольники разбирались с более сложной темой - «Четыре стихии». В качестве организационного момента была предложена игра на формирование у детей системного мышления «Я возьму с собой в поход…». Затем ребята с помощью приема «Хорошо – плохо» рассуждали о явлениях, происходящих в разных стихиях. Одним из любимых занятий детей в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность. Один из путей развития воображения – использование нестандартных приемов рисования. В средней группе «Б» воспитатель Морозова И.Б. провела занятие по направлению «Технология ТРИЗ в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста». Дети были «погружены» в сказочную ситуацию и с увлечением украшали перышки Жар-птицы с помощью различных нетрадиционных техник рисования. В старшей группе прошло занятие по изготовлению парусника. Воспитатель Опарина О.В. с помощью «метода противоречий» побуждала детей к выбору различных материалов для поделки.
Завершилась Декада педагогического мастерства консультацией для педагогов «Применение игр и пособий ТРИЗ – технологии в организации предметно-пространственной среды ДОУ» и выставкой дидактических пособий для игр по технологии ТРИЗ. Проведя рефлексию деятельности в рамках темы «Использование методов и приемов технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ», педагогический коллектив МКДОУ №2 «Солнышко» пришел к выводу, что занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития личности ребенка.
Воспитатель группы "Солнечные зайчики" Муханова Л.В.