Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Актуальной задачей современной педагогики является реализация компетентного подхода в образовании, который предполагает не усвоение ребенком отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Наше время требует новых подходов, использования современных образовательных технологий, таких как: информационные, здоровье сберегающие технологии, проектную деятельность, использование исследовательской деятельности и технологии развития критического мышления. Благодаря использованию инноваций увеличивается интерес детей к деятельности, и как следствие повышается образовательная мотивация и формируется функциональная грамотность.
Актуальность технологии критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления.
С целью совершенствования профессиональных навыков педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольного возраста, для воспитателей МКДОУ №2 «Солнышко» был проведен 29 февраля семинар – практикум на тему: «Развитие функциональной грамотности дошкольников через технологии развития критического мышления»
Педагоги в совместной деятельности познакомились с новыми приемами и методами образовательного процесса, и убедились на себе, что ТРКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенку, развития его индивидуальности, развития его мышления. И самое главное, обеспечивает преемственность направленности работы дошкольного учреждения на требования к ребёнку в системе единого непрерывно образовательного процесса между детским садом и школой.
С 25 марта в МКДОУ №2 «Солнышко» проходила театральная неделя, приуроченная в Всемирному Дню театра.
Театр – это таинство, сказка, волшебство. Это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей. Театр играет огромное значение в жизни детей, он является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Каждый ребёнок ещё с рождения маленький артист. Детям очень нравиться обыгрывать небольшие представления по знакомым сказкам, потешкам. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. И поэтому в нашем детском саду стало доброй традицией проводить театральные недели, привлекая к участию детей всех возрастных групп. Ведь театральная деятельность помогает детям раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащая их внутренний мир.
В день открытия театральной недели дети побывали в гостях у Сказочницы и Лешего, которые познакомили детей с различными видами театра. Сказачницы и Леший рассказали детям о происхождении сказок, о первых сказочниках и об особенностях русских народных сказок. Окунуться в чудесную атмосферу сказки детям подготовительной группы помогла постановка театрального представления «Репка». Импровизированная постановка принесла массу радостных минут и огромное наслаждение детей.
Во вторник родители для детей ясельной, младшей и средней группы показали театрализованную постановку театра «Би – ба – бо» по мотивам сказки «Репка». В среду в рамках тематической театральной недели в старшей группе прошел мастер-класс по изготовлению конусного театра и стаканчиковый настольный театр. В четверг для детей подготовительной группы прошла игра – викторина «Путешествие по сказкам», ребята активно угадывали сказки и сказочных персонажей, участвуя в конкурсах: «Угадайте сказку», «Угадай героя сказки» и продемонстрировали отличные знания русских народных сказок. Вечером состоялся мастер – класс «Изготовим домашний театр» для родителей. В итоге мастер - класса родители познакомились с разновидностями театра и изготовили настольные театры из подручных материалов по русским народным сказкам. Завершением недели был видео показ спектакль «Гуси – лебеди».
Театр – всегда праздник. С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления, новые чувства. А как интересно быть не только зрителем, но и участником спектакля!
Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете.
Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Патриотизм - это не только воинская доблесть и готовность защищать Родину, это уважение традиций предков, трогательное отношение к семейным традициям.
Сохранение, воспроизведение и передача молодому поколению - будущему любого народа – уникальных народных традиций разных национальностей это важная задача всех нас. Ведь сила страны в её народе, а сила нашей России – в её МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ единстве. Чем дружнее и сплоченнее будут все национальности, тем сильнее будет наша Родина.
2 ноября в нашем детском саду «Солнышко» прошел масштабный праздник «Фестиваль национальных культур». К празднику готовился весь коллектив педагогов и родителей и, конечно же, наши воспитанники. Каждая семья собирала информацию о культуре своего народа, шили костюмы, готовили национальные блюда.
В программе фестиваля были представлены русская (Семья Морозовых, Антиповых, Дубовиковых, Медведевых), даргинская (семья Абдуллаевых), татарская (семья Мареевых), казахская (семья Воиновых) культуры. Шикарные костюмы, национальные мотивы, национальная кухня, рассказы, мелодии и ритмы - вызвали неподдельный интерес гостей и зрителей.
Настоящим украшением фестиваля стали музыкальные номера наших воспитанников и конечно ритмичный танец силами педагогов.
Кульминацией фестиваля стал хоровод дружбы всех участников и гостей «Вместе - мы сила»! Всем семьям участникам и гостям вручены сувениры с символом фестиваля.
Такой фестиваль должен стать ещё одной традицией, собирающей под одним сводом русских, эвенков, татар, армян... Вместе создавать великую страну, вместе преодолевать трудности и потрясения, вместе идти в будущее, которое возможно только при взаимном уважении и мире.
В нашем мире наций много,
И культура их всегда в цене.
Так пускай обычаи продлятся,
На родимой матушке Земле.
Пусть культура бережно хранится,
Будут благосклонны небеса.
К каждой из нетронутых традиций,
Что несут горячие сердца!
Коллектив детского сада благодарит семей участников за выдумку, находчивость, смелость!
Желаем участникам фестиваля, гостям, всем жителям нашего поселка мира и процветания!
«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего, ребенка». (Л. С. Выготский).
Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для детей нашего столетия, то проблема эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста наверняка займёт одно из первых мест. Нагрузка на психику сейчас несравнимо больше чем раньше. В этом виноват и ритм современной жизни, и обилие информации, и калейдоскоп событий и лиц.
В последнее время становится все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются в устойчиво негативном поведении.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка - это послание окружающим о его состоянии. Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. В настоящее время проблема эмоционального благополучия детей стала достаточно актуальной - и не только в семье, но и в условиях дошкольных учреждений. Многие родители считают, что эмоциональный комфорт невозможен в условиях детского сада. Но ведь там ребенок проводит большую часть дошкольного детства. Именно дошкольные учреждения обеспечивают всестороннее и полноценное развитие детей, закладывают фундамент дальнейшего становления личности ребенка. От того, какие условия будут созданы в дошкольных учреждениях для эмоционального благополучия детей, зависит эффективность работы педагогов.
Подробнее: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста!
В январе 2023 года в МКДОУ №2 «Солнышко» прошел семинар-практикум «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста», с целью повышения уровня профессиональных компетенций педагогов. Семинар проходил в форме «чайной церемонии». Воспитатели Ганжа Наталья Сергеевна и Хорольская Анжелика Анатольевна познакомили своих коллег с понятием «функциональная грамотность дошкольника», продемонстрировали презентацию. Совместно были обсуждены важные для педагогов вопросы. В ходе дискуссии воспитатели пришли к выводу, что данная задача актуальна для детей дошкольного возраста. Также выяснили: какие формы образовательной деятельности эффективны для ее реализации; какие подходы целесообразно использовать; как обеспечить продуктивность формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников; какие технологии применять и др. На семинаре педагоги вспомнили, что функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, обратили внимание на то, что изменился запрос на качество образования: приоритетной целью стало формирование функциональной грамотности детей всех уровней образования.
Участники семинара-практикума познакомились с особенностями формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников, определили направления, применяемые в дошкольном возрасте и эффективные технологии, с помощью которых будут формироваться детские ключевые компетенции. Педагоги делились успешным опытом по данной теме, собрали «пазл» из основных компонентов функциональной грамотности, составили модель формирования и развития функционально грамотной личности. Мероприятие прошло интересно, было полезным для участников, все педагоги принимали активное участие в обсуждении вопросов семинара.
Воспитатель МКДОУ №2 «Солнышко»
Н.С. Ганжа